Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
26 января 2016, источник: Noi.md

Миллиардный дефицит может очень быстро вырасти

Власти объявили о критической ситуации.

Источник: Noi.md

Вячеслав Негруца.

Дефицит бюджета только в феврале будет исчисляться в размере в миллиард леев. А перспективы далеко не розовые. То, что, наконец-то, признали и некоторые официальные лица. Исходя из опыта предыдущих лет, власти могут предпринять меры, которые они уже хорошо знают, без лишних объяснений:

1. Доходы такие, какие есть. Экономическая деятельность ограничена. Следовательно, роста бюджетных доходов не ожидается. У этого правительства есть два варианта: а) резкая девальвация лея, которая принесет больше доходов от растаможки импортных товаров и НДС на растущие внутренние цены. Нацбанк знает, как это сделать, по опыту «вытряхивания матрасов» в февраля прошлого года; б) извлечение, путем отступления от Закона о Нацбанке (в который в 2015 г., без шума, чтобы никто не догадался, были внесены поправки), доходов Нацбанка, полученных в прошлом году после «вытряхивания долларов и евро из-под матрасов» у граждан и экономических агентов. Это будет возможно после появления отчета по внешнему аудиту Нацбанка, и часть дохода можно будет перевести в бюджет, хотя в настоящее время у Нацбанка нет таких намерений, парламент сможет выступить в роли спасителя (те 57), признав, что в июле 2015 года специально наступил на грабли. Эти «методы» по доходам вполне реализуемы, только вот их эффект будет краткосрочным и еще более усугубит положение в последующие месяцы.

2. Оптимизация бюджетных расходов — еще один метод, применяемый в таких ситуациях. Только уже нечего оптимизировать, а госучреждения рискуют оказаться парализованными, в отсутствие минимального финансового обеспечения на текущие нужды, включая зарплату. Хотя бюджета на 2016 г. нет, существует временный бюджет, в котором Минфин может блокировать расходы. Уже в феврале. И уже в новых условиях Закона о публичных финансах и бюджетно-финансовой ответственности. С более жесткими и с более точными результатами. И в 2015 г. были блокировки, однако без стратегии управления дальнейшей ситуацией. Миллиардные долги 2015 г. рискуют перейти в новую фазу — судебных разбирательств.

3. Миллиардные долги будут расти. Минфин уже объявил о дефиците в миллиард леев. Внешние источники финансирования заблокированы. И разблокирование ожидается намного позже. Может, будет слишком поздно. Это зависит от того, чего хочет это правительство. Приватизация не принесет достаточно средств для финансирования бюджета. Тем более, в феврале. То есть, ничего. Остаются лишь государственные ценные бумаги. И здесь, коммерческие банки уже потирают руки от приятного предвкушения: Минфин возьмет в долг по любой цене. По крайней мере, это стало понятно из заявления Минфина. Не по 5% как в 2014, а по 30% в 2016. Миллиард, объявленный в феврале, может очень быстро вырасти. На официальном уровне не видно понимания макроэкономики этой страны. Пожарные действия будут иметь незначительное влияние в последующие месяцы и отрицательное — в долгосрочной перспективе.

Несколько предложений и предполагаемых действий, для тестирования политического пространства, предоставленного экономическому и финансовому блоку для реализации антикризисного плана (комплексного, включая политики поддерживаемые партнерами):

1. Аннулирование неправомерных и нелогичных разрешений на реализацию товаров в беспошлинном режиме при въезде на территорию РМ (и даже в город). В 2012 г. объем торговли в режиме duty-free составлял 8 миллионов леев (тогда торговля была разрешена лишь при выходе), а в 2015 г. — почти 1 миллиард леев. Это позволит привести внутреннюю торговлю в равноправный налоговый режим, с выплатой НДС, акцизов и других налогов. Минфин отправил еще в 2013 г., в Конституционный суд, письмо, в котором говорится о неправомерности этого парламентского решения. Если правительство направит запрос в суд (хотя бы сейчас), а Конституционный суд примет его на приоритетное рассмотрение, то результат может появиться уже в конце февраля — начале марта.

2. Ограничение и устранение закупок на товары, услуги и работы у компаний, прямо или косвенно управляемых из офшорных зон. Этопозволит существенно сократить стоимость этих контрактов, а также сохранить доходы компаний в РМ, с последующим внутренним налогообложением. Проект решения правительства был разработан в Минфине в 2012 г., однако он застрял в одной из комиссий Минэкономики. Он может быть реанимирован очень быстро и принят уже на одном из первых заседаниях кабмина. Эффект будет мгновенным.

3. Прекращение действия сомнительных международных договоров со странами с налоговыми режимами, которые стимулируют отклонение налогов и отмывание денег. Соответствующее требование было выдвинуто Минфином по международным договорам с Кипром, еще в 2013 г., до возникновения проблем в банковском секторе, и там, и здесь (если бы тогда парламент дал ход этим требованиям!). Это позволит защитить интересы РМ, включая экономические и бюджетные, включая «приватизацию» за 1 лей предприятий, которые еще принадлежат государству (список известен, составлен в 2013 г. и был приостановлен весной 2014 г. Результат можно появиться уже в марте.

4. Возвращение к модели, согласованной с партнерами по развитию, по акцизам на сигареты. Аннулирование поправок в этой области, внесенные в законодательство с 12 июля 2013 г. до сих пор. К сожалению, эта мера не сможет уже спасти местных производителей, но внесет ясность и логику в этой области на долгий и предсказуемый период. Эффект — на средний и долгосрочный период.

5. Внедрение правовых положений по косвенным методам оценки и налогообложения доходов и имущества. Закон существует, но он блокируется на ведомственном уровне, из-за ущемления интересов некоторых групп, обладающих неприкосновенностью. Эффект — краткосрочный и среднесрочный. Уже в 2016 могут быть достигнуты финансовые результаты в национальном бюджете, в том числе и на местном уровне.

6. Распространение новым большинством и его представителями идеи о необходимости возвращения бизнеса в правовое налоговое поле Республики Молдова, на собственных примерах, чтобы кампания в целом была убедительна. Результат — налоговый, немедленный, на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды.

Это лишь несколько предложений старого правительства, которые могут быть применены «новым правительством», для того чтобы сразу определить, есть ли место для комплексных реформ в будущем. Или же только ночью будут определяться приоритеты, а правительство будет вскоре принесено в жертву. Не спрашивайте меня, почему.

ИСТОЧНИК: NOI.MD.