Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
3 февраля 2016, источник: ИА Татар-информ

В Татарстане пока не выявлялись картели покупателей — УФАС

Понятие «картель покупателей» введено в четвертом антимонопольном законе, который вступил в силу 5 января.

Источник: ИА Татар-информ

(Казань, 3 февраля, «Татар-информ», Алсу Сафина). В Татарстане пока не выявлялись картели покупателей. Об этом на пресс-конференции в ИА «Татар-информ» рассказал заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по РТ (Татарстанское УФАС России) Павел Козел.

«Прецеденты картелей покупателей были, но на уровне РФ. В Татарстане пока они не выявлялись. Может быть, потому что должно быть обращение от лица, которое страдает от этих действий. К нам такие обращения не поступали», — отметил П. Козел.

В качестве примера он привел следующий случай. «Было два потребителя определенного ресурса. Им не понравилось очередное повышение цен, и они между собой договорились саботировать покупку. У них был определенный запас, они могли какое-то время не покупать тот объем, который набирали по договору. Заводы встали, встал вопрос о сокращении численности заводов. Тогда УФАС России признал картель покупателей, что покупатели путем сговора смогли влиять на ситуацию на рынке», — рассказал П. Козел.

Стоит отметить, что понятие «картель покупателей» введено в четвертом антимонопольном законе (в законную силу поправки в закон «О защите конкуренции» вступили 5 января). Так, признаются картелями и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном рынке. Как пояснил представитель Татарстанского УФАС России, практика такая была.

Напомним, что закон был подписан Президентом России Владимиром Путиным 5 октября. Как отметил П. Козел, с каждым пакетом недоработки, которые вскрываются в период действия закона, устраняются. «В целом законодатель идет по пути сокращения нагрузки на бизнес и снижения участия государства в экономике», — подчеркнул он.

Основанием для разработки закона стала дорожная карта по развитию конкуренции и совершенствование антимонопольной политики, а также рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В целом расширяется институт предупреждения и предостережения на недобросовестную конкуренцию, иные формы злоупотребления доминирующим положением и на действия органов власти.

Говоря об основных изменения, П. Козел отметил, в частности, что исключена возможность признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого не превышает 35 процентов, кроме случаев коллективного доминирования. «Это значит, что государство будет меньше вмешиваться в деятельность организаций, которые имеют незначительную долю и, соответственно, не способны повлиять на рынок», — сказал спикер.

Была уточнена статья 10 закона «О защите конкуренции». Запрещается злоупотребление доминирующим положением в нескольких случаях: если результатом является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции; результатом является или может являться ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, а также если результатом является или может являться ущемление интересов неопределенного круга потребителей. «Теперь наши полномочия по рассмотрению частных жалоб физических лиц ушли. Частные жалобы физических лиц, связанные с договорными отношениями, будут автоматически перенаправляться в Роспотребнадзор. Частные жалобы, поступающие на банки, страховые организации, будут направляться в Национальный банк РТ. Но если нарушение носит системный характер, имеет место коллективное обращение, то это будет неопределенный круг лиц, это уже наши полномочия», — пояснил П. Козел.

Кроме того, упразднен реестр лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше 35 процентов. По мнению ФАС России, включение в реестр налагает не только существенные ограничения на осуществление гражданских прав, но и предусматривает ряд дополнительных обязанностей. Его упразднение существенно сократит административные обременения включенных в него компаний.

Также закон предоставляет право Правительству РФ определять правила недискриминационного доступа к товарам на высококонцентрированных товарных рынках (доля более 70 процентов) при наличии на них нарушений антимонопольного законодательства.

П. Козак отметил, что также произошли изменения в положениях закона, касающихся недобросовестной конкуренции.

Что касается расширения действия института предупреждения, то, как отметил П. Козел, выдается предупреждение, где устанавливается срок для исполнения — не менее 10 дней. В случае выполнения предупреждения антимонопольное дело не возбуждается и лицо не подлежит привлечению к административной ответственности. При невыполнении предупреждения возбуждается антимонопольное дело, после чего факт нарушения признается комиссией либо нет. В первом случае идет привлечение к ответственности.

Заместитель руководителя Татарстанского УФАС России обратил внимание на ужесточение ответственности органов власти. Вырос до 50 тыс. рублей максимальный размер штрафа за действия (бездействие), акты органов власти, органов местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. При повторном нарушении предусматривается лишь дисквалификация (раньше возможен был штраф).

«ФАС все больше становится органом предупредительного контроля. С введением института предупреждения бизнес получил возможность оперативно устранить нарушение законодательства без наложения штрафов, ФАС — возможность возбуждать дела только после отказа хозяйствующих субъектов исполнять предупреждения; потребители — возможность эффективно и оперативно защищать свои права», — резюмировал П. Козел.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку