Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
12 февраля 2016, источник: АиФ Прикамье

Бразильский опыт. Пермяки смогут участвовать в распределении бюджета

Власти одобрили проект нового закона.

Источник: Reuters

Правительство Пермского края согласно с концепцией проекта закона «О реализации проектов инициативного бюджетирования в Пермском крае», внесенного в краевой парламент депутатом Алексеем Бурнашовым.

Об этом сообщил министр территориального развития региона Роман Кокшаров на прошедшем 11 февраля заседании круглого стола по обсуждению законопроекта. В дискуссии приняли участие краевые чиновники, депутаты Законодательного Собрания, представители муниципалитетов Прикамья и специально приглашенные московские эксперты — глава Центра инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института Минфина РФ Владимир Вагин и консультант Всемирного банка в регионах России Сергей Гридин.

Законопроект участникам встречи представил его автор — депутат Алексей Бурнашов. По словам депутата, повышение открытости федерального и регионального бюджетов заявлено правительством России в качестве приоритета госпрограммы «Управление государственными финансами». Цель проекта — объединение усилий городских и сельских администраций, граждан, бизнеса и общественных организаций для определения приоритетов в решении локальных местных проблем.

Вместе с тем, большинство российских граждан не всегда понимают, как конкретно их касаются те или иные государственные расходы, поэтому не проявляют большого интереса к проектам открытого бюджета. Между тем, во многих других странах, где распространены проекты открытых бюджетов (пионером в этом деле ещё в 90-е годы ХХ века, стал бразильский город Порту-Алегри), у граждан есть возможность не только наблюдать за бюджетным процессом, но и самим активно принимать в нём участие. Речь идёт о том, что часть бюджета (муниципального или регионального) распределяется по заявкам жителей, создавших инициативную группу и попросивших выделить деньги на решение какой-либо актуальной местной проблемы, например, ремонт или строительство системы водоснабжения, ремонт дорог, благоустройство территории. На экспертном языке это называется «инициативным» бюджетом (за рубежом его называют «партисипаторным» бюджетом от английского participate — «участвовать»).

Успешная практика применения инициативного бюджетирования (программ поддержки местных инициатив) была реализована при поддержке Всемирного банка в 84 странах мира. В России эксперимент по участию граждан в управлении муниципальными бюджетами проводится с 2007 года при поддержке региональных органов власти и Всемирного банка. Сначала это был Ставропольский край, затем ещё шесть российских регионов. В 2010—2014 гг. к этой работе подключились Кировская, Нижегородская и Томская области, Хабаровский край, республики Башкортостан и Северная Осетия.

Аналогичным законопроектом в Прикамье предложен объём субсидий на проекты инициативного бюджетирования в размере 0,1% от объема всех налоговых и неналоговых доходов бюджета Пермского края, предусмотренных на очередной финансовый год и плановый период — сегодня это порядка 85 млн рублей. Это даст возможность воплощения в жизнь проектов инициативного бюджетирования в среднем на сумму порядка 300 тыс. рублей в расчете на одно сельское или городское поселение, городской округ. При этом размер субсидии из краевого бюджета, согласно законопроекту, не может превышать 90% от стоимости проекта инициативного бюджетирования; остальные 10% должны внести жители муниципалитета, бизнес, а также местный бюджет.

«По опыту, который есть в других территориях страны, речь идёт, как правило, о небольших проектах, например, ремонт участка дороги или ремонт сельского дома культуры, — пояснил Владимир Вагин. — И разовые сборы с жителей, как правило, очень небольшие, порядка 200−300 рублей. Но даже в таком случае это очень важно, поскольку люди за тот или иной проект лично “проголосовали рублём”, и впоследствии они относятся к этому имуществу как к своему, никому не позволяют бесхозяйственно к нему относиться, тем более портить».

«Однозначно, “Народный бюджет” Пермскому краю нужен, — заявил, выступая перед участниками круглого стола, министр территориального развития Прикамья Роман Кокшаров. — Проект очень интересный, и я не сомневаюсь, что жители региона его поддержат. Но, конечно, возникают отдельные вопросы, в том числе по финансированию. Как известно, бюджетных денег на всё, что хотелось бы сделать, всегда не хватает. Но, на мой взгляд, основной вопрос сейчас — не сколько дать денег на проекты инициативного бюджетирования, а начать и запустить механизм “народного бюджета”. А уже потом мы поймём, насколько это эффективно работает. И, в случае успеха, возможно, направим дополнительные средства на воплощение в жизнь инициированных гражданами проектов. У нас в Пермском крае уже есть хороший опыт самообложения жителей муниципалитетов, когда собранные населением деньги также идут на решение какой-либо местной наболевшей проблемы. И важно, чтобы инициативное бюджетирование не стало конкурентом этой, уже показавшей свою хорошую отдачу, практики. В рамках проектов самообложения, на один рубль жителей территории мы выделяем из бюджета Пермского края пять рублей — соотношение получается 15% на 85%. А по проектам инициативного бюджетирования предлагается сделать соотношение 10% на 90%. Если так сделать, что мы получим? Люди скажут, что “народный бюджет” выгоднее, и практика самообложения граждан окажется заведомо в проигрышной ситуации. Мы считаем, что нужно сделать следующее соотношение в рамках инициативного бюджетирования: 25% — местные средства, 75% — деньги краевого бюджета».

В случае принятия закона о «народном бюджете» Законодательным Собранием Пермского края, он начнет «работать» с 1 января 2017 года, поскольку средства, распределяемые на местные проекты, должны быть предусмотрены в законе о бюджете Прикамья на очередную «трёхлетку».