Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Ягоды и печень дикобраза: полезна ли первобытная диета?Народ Хадза живет на севере Танзании не менее 40 тысяч лет, питаясь ягодами, кореньями и млекопитающими
12 февраля 2016, источник: "Российская газета"

Севастопольский госуниверситет построит исследовательское судно-робот

В Севастопольском государственном университете готовятся к постройке экспериментального судна для морских исследований. Свои функции оно сможет выполнять автоматически, без участия экипажа. Проектировщиков выберут по итогам всероссийского конкурса, а постройкой займется Объединенная судостроительная корпорация (ОСК).

Проект «Пионер М» стартует в начале апреля одновременно с открытием центра морских исследований и технологий СевГУ и продлится два года. Планируется, что уже в 2018 году судно начнет проводить исследования в Черном море не только в интересах ученых и студентов СевГУ, но и выполнять задания внешних заказчиков.

— Университету необходимо судно для проведения исследований и прохождения практики, — рассказал ректор СевГУ Валерий Кошкин. — Его можно было бы купить, внеся эти траты в нашу программу развития. Но так как у вуза есть институт кораблестроения, талантливые заинтересованные магистры, квалифицированные преподаватели, а мы стремимся стать одним из лучших морских университетов России, то было решено самостоятельно спроектировать и построить такое судно. Однако для этого нужны партнеры.

Идею уже поддержали в ОСК — планируется, что она выступит учредителем конкурса и предоставит базу для постройки судна на Севморзаводе. К участию в проекте привлекут успешных студентов и профильных ученых со всей страны, которые затем смогут использовать полученный опыт на предприятиях и в конструкторских бюро.

Экипаж у судна будет, но часть рейсов в прибрежной зоне оно сможет выполнять в беспилотном режиме.

— Создадим условия для преподавателей, сотрудников предприятий, ученых, студентов, которым интересно строить корабли. Если проект станет мощным и всероссийским, то появится прослойка специалистов, которые шаг за шагом набираются опыта в судостроении, — уверен Кошкин.

Само судно предлагают спроектировать в виде катамарана со съемными модулями, благодаря которым его можно будет трансформировать в зависимости от задач. Речь идет о контейнерах со специализированным оборудованием для разного рода исследований — водолазных работ, забора химических проб, исследований дна, глубинной съемки. Однако команды разработчиков смогут предложить и обосновать свои решения и инновационные идеи.

Фишкой «Пионера М» станет роботизированная система управления: экипаж у судна будет, но часть рейсов в прибрежной зоне оно сможет выполнять в беспилотном режиме. Для этого разработчикам надо предусмотреть двойную систему управления — ручную и программируемую.

— В СевГУ работают десятки исследовательских групп в области автоматики, кибернетики, программирования, кораблестроения и так далее, — говорит руководитель стратегической группы «Исследования» СевГУ профессор Максим Евстигнеев. — Их синергия позволит создать судно-робот, курс и функции которого программируются оператором. К примеру, оно может ходить вдоль береговой черты и отслеживать состав морской воды — с помощью автоматизированной лебедки опускать батометр, производить забор проб и помещать их в контейнер. Так можно исследовать и сероводородный слой, изучать возможность добычи серы.

В СевГУ рассчитывают, что беспилотное судно будет востребовано на рынке благодаря дешевизне его работы и широкой функциональности. Его можно использовать для экологического мониторинга, подводной археологии, практических исследований при постройке подводных трубопроводов.

— Стоимость дня работы судна-робота будет намного дешевле, чем у специализированных служб, проводящих исследования, — считает Евстигнеев. — У него множество функций, которые сами сформируют рынок через пять-восемь лет. Кроме этого, сможем продавать технологию производства автоматизированного судна.

Проект «Пионер М» реализуют в несколько этапов. В апреле объявят конкурс концептуальных проектов среди студентов российских вузов. Авторов трех лучших работ в июне объединят в команду — она и займется разработкой судна в СевГУ при участии специалистов ОСК. К ноябрю будет подготовлена проектная документация, которую направят на экспертизу. Все заключения планируется получить к концу 2016 года, а в течение 2017-го построить судно. Кстати, у преподавателей СевГУ есть опыт кораблестроения — в 1980-е годы в Севастопольском приборостроительном институте разработали и построили учебное судно «Ахтиар», которое многие годы вело исследования в Черном море.

Валерий Кошкин сообщил «РГ», что стоимость проекта пока не определена, но на все работы потребуются десятки миллионов рублей. Предполагается, что финансирование возьмут на себя ОСК и минобрнауки РФ.

Центр морских исследований и технологий СевГУ разместится на свободных площадях института ядерной энергии и промышленности в бухте Голландия (Северная сторона Севастополя). Там уже ремонтируют учебные корпуса и общежитие. Туда же планируют перевести институт кораблестроения и морского транспорта, который сейчас размещается на улице Гоголя. В перспективе СевГУ намерен занять лидирующие позиции среди российских вузов в морской отрасли.

Тем временем.

Правительство Севастополя передало СевГУ 33 гектара земли в районе Стрелецкой бухты, включая спорный участок под технопарк. Следом вуз получил несколько участков в районе бухты Голландия, в том числе 17,7 гектара у моря — без этого надела госуниверситет не сможет реализовать свои планы создания центра морских технологий. Согласно документам вузов, вошедших в состав СевГУ, общая площадь госуниверситета должна составлять 88 гектаров.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку