Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
17 марта 2016, источник: "Российская газета"

Что мешает крымским макаронам выйти на российский рынок

За три года крымские предприятия, специализирующиеся на выпуске макаронных изделий, должны нарастить объемы производства, укрепиться на местном рынке и выйти на российский. После строительства моста через Керченский пролив конкуренция со стороны материковых макаронников значительно усилится.

Не пастой единой

Крупнейший и старейший производитель в этой отрасли — Крымская макаронная фабрика — несколько лет назад занимал 15 процентов украинского рынка, поставляя на материк около 50 процентов своей продукции. После вхождения республики в состав РФ предприятие в несколько раз сократило объем производства и переориентировалось на внутренний рынок.

Сегодня фабрика на 40 процентов обеспечивает потребность крымчан в макаронах. В ее ассортименте — 16 видов изделий из мягких сортов пшеницы: восемь — короткорезаные, еще восемь — длиннорезаные. Основная задача предприятия — удержать позиции на местном рынке на фоне возросшей конкуренции со стороны предпринимателей с материка. Но для этого нельзя допустить повышения себестоимости продукта и снижения его качества.

— Наша фабрика занимала третье место среди восьми крупнейших украинских производителей. В России совсем другой уровень конкуренции: крупных предприятий более 50, конкурировать с ними сложнее. А себестоимость готовой продукции у них ниже за счет больших объемов и замкнутого цикла производства, — говорит заместитель директора Крымской макаронной фабрики Дмитрий Волков.

Крымские макаронники оказались в более сложных условиях, чем их коллеги с материковой части России, из-за высоких цен на муку и тарифной политики «Морской дирекции». Например, на симферопольской фабрике макаронные изделия изготавливаются по классической итальянской технологии на итальянском и швейцарском оборудовании из крымской муки высшего сорта. По вкусовым качествам местный продукт нисколько не уступает произведенным в других регионах РФ.

— Качество макаронных изделий зависит от свойств муки. В прошлом году урожай был хороший, но качественная крымская пшеница вывозится на материк, поэтому местным производителям непросто найти необходимый объем сырья. Зерно требуемого качества осенью стоило 6 тысяч рублей за тонну, а сейчас — 11. Но на крымской фабрике цены на свою продукцию стараются не повышать, — говорит Дмитрий Волков.

Можно привезти подходящую по качеству и цене муку из Краснодарского края и даже с Алтая, но дорогая транспортировка через паромную переправу повысит себестоимость конечного продукта. А значит, снизит его конкурентоспособность на местном рынке.

Тариф преткновения

Объем республиканского рынка макаронных изделий специалисты оценивают в 600−700 тонн в месяц. Крымская фабрика производит 400−500 тонн продукции ежемесячно, хотя мощности позволяют изготавливать до 1,5 тысячи тонн. И предприятие постепенно наращивает объемы: в феврале было выпущено 400 тонн продукции, в марте планируется уже 600, к июню — 800, к сентябрю — 1000 тонн.

Чтобы удержать позиции на внутреннем рынке и начать экспансию на российский, фабрика намерена расширить ассортимент и модернизировать производство. В частности, приобрести новую швейцарскую линию для изготовления короткорезаных макарон, которые сейчас очень популярны среди покупателей.

— Российский рынок отличается от украинского по структуре спроса. На Украине около 70 процентов продаж приходились на длинную вермишель и спагетти, а на рожки, бантики и другие виды короткорезаных изделий только 30 процентов, в России же все наоборот, — говорит Дмитрий Волков.

С югом России крымским макаронникам конкурировать сложно, ведь у большинства предприятий Краснодарского края замкнутый цикл производства: собственный элеватор, мукомольный цех, что значительно снижает себестоимость их продукции. Несмотря на это изделия крымской фабрики можно купить в сети магазинов «Крымский дворик» в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. Выказывают интерес к нашим макаронам и предприниматели из Таджикистана, но наладить поставки туда мешают высокие тарифы на перевозку через паромную переправу.

Крымская макаронная фабрика — стратегически важный объект, и у таких предприятий, по мнению руководства, должны быть тарифные преференции на грузоперевозки, ведь многие предприниматели возят с материка сырье и рассматривают возможность поставки туда готовой продукции.

Большие надежды фабрика возлагает на свободную экономическую зону, которая откроет новые возможности. Предприятие уже подало документы для регистрации в СЭЗ. И вскоре благодаря нулевой таможенной пошлине планирует привезти в Крым новое импортное оборудование.

В поисках инвестора

Готовы побороться за место на макаронном рынке и представители малого бизнеса республики. В частности, предприятие «Стармак» в конце прошлого года получило правительственный грант в 500 тысяч рублей на новый фасовочно-упаковочный комплекс. А его сотрудники прошли обучение в Казани для работы на новом оборудовании.

— Новый фасовочно-упаковочный комплекс позволит расширить ассортимент. Фасуем готовую продукцию по одному и пять килограммов. Пакеты по 450 и 500 граммов выпускать не могли из-за отсутствия оборудования, а такой объем наиболее востребован торговыми сетями и супермаркетами, — говорит директор «Стармака» Андрей Артеменко.

Предприниматель признает, что для выхода на российский рынок нужно повысить объемы производства, а значит, купить новое оборудование. Сегодня предприятие производит только 1,5 тонны макаронных изделий в сутки, но есть желание увеличить объем продукции в несколько раз — все дело за финансами.

— Мы получили декларацию о соответствии техническим регламентам Таможенного союза. Конечно, планируем выйти на российский рынок. Хотим приобрести итальянское оборудование, которое позволит увеличить объемы производства и повысить качество макарон, но оно очень дорогое, — говорит Андрей Артеменко. — А еще необходимо подготовить помещение — провести туда свет и газ, соблюсти техусловия. Мы в поиске инвестора. Взять кредит в банке нет возможности.

Кроме того, по мнению представителей отрасли, для поддержки местного производителя в республике необходимо организовать по примеру РФ единые центры муниципального заказа, которые занимались бы централизованной поставкой продуктов питания — мясной, молочной, макаронной — в школы, детские сады и больницы.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку