Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
31 марта 2016, источник: "Российская газета"

На Урале в кризис выросли продажи предметов роскоши

За последние месяцы в Екатеринбург пришла еще одна федеральная сеть, торгующая мехами, открылись три новых ювелирных магазина: растет спрос на товары с приставками «супер», «элит», «экстра» и «люкс».

Ничего парадоксального в этом нет, объясняют эксперты. Все это проявления описанного в учебниках экономического эффекта Веблена.

— На спрос не жалуемся, хотя средний чек снизился, — признается продавец ювелирного салона, которой некогда скучать: покупателей в торговом зале хватает. — Наиболее активно продаются дорогие изделия с бриллиантами.

По данным Росстата, за прошлый год рынок ювелирных изделий в стоимостном выражении вырос в среднем на 13 процентов, при этом сегмент изделий с бриллиантами добавил свыше 15-ти. В 2016-м ожидают восемь процентов прироста в целом по рынку и не менее 20-ти — в «бриллиантовом» сегменте.

Грех жаловаться и менеджерам только что открывшегося магазина меховой фабрики, где заняты все примерочные. В премиальном сегменте, который занимает около 15 процентов рынка шуб, продажи стабильны, и говорить о падении не приходится.

— Здесь мы наблюдаем проявление эффекта Веблена — одно из исключений из закона спроса, — объясняет экономист Ирина Вахова. — Это показательный спрос, когда предпочтение отдается более дорогим товарам, вне зависимости от их утилитарных качеств.

В таких нерациональных условиях продавец, задрав цену, может позволить себе небрежность в ассортименте. Десятки магазинов торгуют одинаковыми, «среднестатистическими» моделями по практически одинаковым ценам.

— Стремимся минимизировать риски — сокращаем закупки и используем остатки прошлого года, — поделились представители меховой сети. — Цены мы не поднимали. Да, маржа уменьшилась, но для нас важнее сохранить спрос.

Этого достигают с помощью системы предзаказа нестандартных моделей с авансовой оплатой, рекламными акциями вроде «две шубы по цене одной» или, что-то же самое, «фантастической скидкой в 50 процентов».

Спрос на меховые изделия подстегнули и разговоры о запуске с 1 апреля 2016 года пилотного проекта чипирования меховых изделий. Обязательная электронная маркировка внедряется Федеральной налоговой службой для борьбы с контрафактом, коего на российском меховом рынке, по некоторым оценкам, до 80 процентов. Впрочем, по последним данным, тотальное чипирование мехов отложили до осени.

Справка «РГ».

Торстейн Бунде Веблен — американский экономист и социолог, своим базовым трудом «Теория праздного класса» (1899) заложивший основы институционализма как научного направления. Другое название эффекта Веблена — эффект сноба, к «вебленовским» товарам относят предметы роскоши.