Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
31 марта 2016, источник: "Российская газета"

В Крыму изменят систему формирования тарифов на водоснабжение

С 2017 года водопоставляющие предприятия Крыма должны выйти на экономически обоснованные тарифы для населения. Изменится не только их размер, но и сама система формирования. Тогда водоканалы смогут заработать и на текущие расходы, и на реконструкцию изношенных сетей.

Источник: "Российская газета"

Учтут сезон

Стоимость поставки воды и отведения стоков сейчас рассчитывают сами водоканалы, а утверждает госкомитет по ценам и тарифам РК, проверив правильность расчетов. Например, у госпредприятия «Вода Крыма», работающего в 11 городах, в каждом из них по два тарифа на подачу воды и отведение стоков (для физлиц и юрлиц), то есть всего 44. Плюс в каждом сельском населенном пункте свой тариф. Получается — около сотни.

— Самая высокая стоимость воды и стоков в Белогорске, самая низкая — в Симферополе, хотя расстояние между городами меньше 50 километров, — рассказывает финансовый директор ГУП РК «Вода Крыма» Дмитрий Чекмазов. — Причина в том, что тариф рассчитывают для каждого населенного пункта исходя из производственных расходов. В Белогорске система водоснабжения небольшая и сильно изношенная, траты на ее содержание в расчете на кубометр воды больше, соответственно и тарифы высокие. Хотя в них нет никаких затрат, кроме производственных: зарплата работников, налоги, расходы на приобретение электроэнергии и химреагентов для очистки воды и стоков, а также материалов для аварийного ремонта.

При этом тарифы более чем на 30 процентов ниже, чем требуется для безубыточной работы предприятия. Они не покрывают даже операционные расходы, не говоря уже о модернизации мощностей. Дополнительный доход предприятие рассчитывает получить, перейдя на иную систему формирования тарифов.

— В Крыму ярко выраженное сезонное потребление услуг водоснабжения и водоотведения, — продолжает Дмитрий Чекмазов. — В курортных регионах некоторые собственники приезжают в свои дома лишь на лето. Соответственно годовой объем потребления воды у них минимальный, а наши затраты на содержание сетей и постоянную подачу воды не меньше, чем в других регионах. Ведь часть собственников живут в домах постоянно, так что отключить их нельзя.

Основные затраты водоканала, около 80 процентов, — это зарплата, налоги, содержание сетей и оборудования. Они не зависят от количества абонентов и объемов потребляемой воды, предприятие несет их круглый год. Поэтому «Вода Крыма» рассматривает возможность перехода на двухставочные тарифы, которые складываются из постоянной составляющей (плата за содержание сетей) и переменной (за объем поданной воды и принятых стоков).

— В феврале госкомцен РК создал рабочую группу, которая проанализирует целесообразность перевода водоканалов на многоставочные тарифы: двухставочные или дифференцированные, в зависимости от объема потребления, — сообщил Дмитрий Чекмазов. — Введение дифференцированных тарифов целесообразно при 100-процентном оснащении приборами учета всех потребителей, а сейчас этот показатель — 75 процентов. А двухставочный тариф позволит достичь справедливости в отношении потребителей, постоянно в Крыму не проживающих: они будут круглый год платить за содержание сетей, а за потребленные кубометры — по факту.

Это будет справедливо и по отношению к крымчанам, постоянно проживающим в своих жилищах. Сейчас на их плечи ложатся основные расходы на содержание сетей, включенные в действующие одноставочные тарифы. При переходе на двухставочные эти расходы будут нести и «временные» потребители. При этом у водоканалов появятся дополнительные средства на модернизацию основных фондов.

К единому знаменателю

Присматривается к новой системе тарифообразования и «Крымская водная компания», обслуживающая 130 населенных пунктов в 48 сельских поселениях.

— Мы пока чисто теоретически рассматривали многоставочные тарифы, — рассказала генеральный директор компании Ольга Пархоменко. — Для сельской местности, где мы работаем, более интересны дифференцированные, потому что одни люди используют много воды для полива, а другие — минимум исключительно для бытовых нужд. Но пока внедряем единый тариф для всех потребителей в пределах одного района.

Еще в 2007 году «Крымская водная компания» впервые перевела на него потребителей всех сел Сакского и Черноморского районов, в 2015-м — Первомайского, а в нынешнем году — Раздольненского.

На обслуживании «Крымской водной компании» состоят более 1220 километров сетей водоснабжения, 250 артезианских скважин, канализационные очистные сооружения в поселке Черноморское и селе Орехове в Сакском районе. Себестоимость в разных населенных пунктах сильно отличается.

— В одном селе тариф 15 рублей за кубометр, а в соседнем — 25, — продолжает Ольга Пархоменко. — Поэтому мы решили применить механизм равенства, ведь, например, за электроэнергию или природный газ потребители платят по единому тарифу, независимо от того, где живут: на берегу моря или в степи.

Инвестор для насоса

Во всех без исключения муниципалитетах тарифы на воду пока экономически необоснованные. Нет в них и инвестиционной составляющей, что не позволяет водоканалам модернизировать изношенное хозяйство.

— Из-за недостаточного финансирования предприятие много лет не реконструировало и не модернизировало системы водоснабжения и водоотведения, из-за чего большинство производственных мощностей изношены на 100 процентов, — говорит Дмитрий Чекмазов. — Аварии в сетях приводят к потерям более 50 процентов воды, что недопустимо в нынешних условиях.

Модернизировать водоканалы нужно как можно быстрее еще и потому, что от энергоэффективности зависит величина тарифа.

— Большинство насосов у предприятия старые и энергозатратные. Когда они выходят из строя, даже деталей не найти, — продолжает он. — Один новый насос стоит в среднем около миллиона рублей. Столько же — частотный регулятор, позволящий достичь максимальной энергоэффективности использования насоса.

Только в Симферополе, где не самая печальная ситуация с основными фондами, необходимо провести первоочередные мероприятия на 2,5 миллиарда рублей. А выручка предприятия за 2015 год с учетом субсидий бюджета составила 2 миллиарда рублей. Чистый убыток превысил 100 миллионов, потому что утвержденные тарифы не покрыли расходы. Ситуация усугубляется тем, что в прошлом году «Вода Крыма» приняла на баланс водоканализационное имущество сельских поселений, техническое состояние которого в большинстве случаев критическое. Основным источником средств для реконструкции остаются ФЦП, а также республиканские программы капремонта и антитеррористических мероприятий.

— Но мы понимаем, что жить за счет одних только бюджетных субсидий неправильно, — говорит Дмитрий Чекмазов. — Дополнительных же источников дохода у нас нет. Как и инвесторов. Я не встречал среди них меценатов, потому что их цель не благотворительность, а получение прибыли от вложений капитала. Если в реконструкцию нашего хозяйства нужно вложить миллиарды рублей, а утвержденный тариф ниже себестоимости, то инвестор к нам не придет.

Частное предприятие «Крымская водная компания», которое можно назвать редким инвестором, уже много лет работающим в республике, тоже испытывает сложности с поиском средств на капремонт. Заработанных от основного вида деятельности денег хватает только на текущий.

— Состояние систем водоснабжения в сельской местности еще хуже, чем в городах, — говорит Ольга Пархоменко. — Поэтому наша первоочередная задача — заменить сети, изношенные в среднем на 70 процентов, и половину оборудования на скважинах. За два года поменяли почти 50 процентов насосов благодаря тому, что являемся дилером завода-производителя. Но на полную модернизацию производственных мощностей с учетом энергоэффективности потребуются колоссальные деньги. Реализовать эти инвестиционные программы возможно только с выходом на экономически обоснованные тарифы с инвестиционной составляющей.

Комментарий

Ольга Игошина, председатель госкомитета по ценам и тарифам РК:

— Сейчас мы изучаем разные подходы к тарифообразованию на базе крымских компаний. К лету 2016 года определим наиболее перспективные и введем их с 2017 года. Возможно, в Крыму не будет единой системы тарифообразования, потому что в курортных регионах интересно работать с двухставочными тарифами. Благодаря расширению базы плательщиков можно будет избежать запланированного повышения стоимости услуг, потому что предприятия раньше выйдут на экономически обоснованный уровень. В сельской местности более интересны дифференцированные тарифы, зависящие от объемов потребления воды. Не исключено, что в перспективе будет выработан новый механизм, который объединит уже известные системы тарифообразования.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку