Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
11 мая 2016, источник: Газета Коммерсантъ

Работа зарплату любит

Материальная мотивация — основной стимул к работе в России, отмечается в исследовании Высшей школы экономики. Ориентация на зарплату преобладает у 63% работников, а интерес непосредственно к содержанию работы — только у 7%. В отсутствие роста зарплат в кризис мотивация к работе у таких сотрудников может исчезнуть — компании же пока больше настроены стимулировать их нематериально.

Источник: Фотоархив ИД «Коммерсантъ»

Для работников российских компаний основная мотивация — материальная, констатирует исследование Высшей школы экономики «Влияние трудовых ценностей на субъективное благополучие российских работников».

Его основой стали данные восемнадцатой волны проводимого университетом мониторинга экономического положения и здоровья населения — опроса более 3,2 тыс. сотрудников предприятий и организаций. Из анализа были исключены неработающие, предприниматели, а также занятые индивидуальной трудовой деятельностью или работающие на частных лиц.

Респондентам предлагалось оценить 12 различных сторон работы по пятибалльной шкале от «очень важно» до «совсем не важно».
С помощью таких переменных как «интересная, творческая работа», «возможность получать новые знания, умения», «соответствие работы способностям, склонностям человека», «возможности должностного роста» эксперты построили индекс внутренних трудовых ценностей. В оценке внешних использовались «размер зарплаты», «гарантированная работа», «удобный график работы» и «условия труда».

Рост уровня заработной платы означал увеличение удовлетворенности работой в целом для всех опрошенных — и предсказуемо в большей степени для тех, кто мотивирован внешними трудовыми ценностями. Тех же, кто больше ориентирован на внутренние ценности, низкий заработок не сильно расстраивает, а высокий — не делает счастливее. «Внешние ценности, то есть ориентация на зарплату, преобладают у 63% работников, а внутренние, предполагающие больший интерес к содержанию работы, — только у 7%. У оставшейся трети эти ценности сбалансированы», — говорит Денис Стребков, один из авторов работы, сотрудник лаборатории экономико-социологических исследований Высшей школы экономики.

В Западной и Северной Европе, напротив, доминирует важность результата труда. В скандинавских странах ее ценят 70−80% респондентов, в Нидерландах, Бельгии, Швейцарии и Франции — более половины.

«В наибольшей степени работу как способ самореализации на российском рынке труда воспринимают фрилансеры. Пока их доля от общего числа сотрудников составляет около 2%, однако она продолжает расти, следуя тенденциям европейских рынков труда, где так зарабатывают на жизнь уже около 5−7% сотрудников», — говорит господин Стребков.

Для постоянных же сотрудников нынешний кризис может обернуться потерей удовлетворенности работой и снижением мотивации к труду: в реальном выражении ценность зарплат снижается, отмечает господин Стребков.

Планов увеличения зарплат у компаний в большинстве случаев нет. В таких условиях «компаниям приходится, с одной стороны, повышать эффективность их работы за счет введения систем измерения ключевых показателей эффективности, а с другой — проводить индексацию зарплаты только тем, кто продемонстрировал наилучшие результаты», — говорит Наталья Данина, руководитель проекта HeadHunter «Банк данных заработных плат».

По ее словам, пока можно ждать усиления таких тенденций до конца года. Основные усилия работодателей нацелены на привлечение эффективных сотрудников, а также мотивацию и удержание уникальных талантливых кадров, подтвердили «Ъ» и в компании SuperJob — работодатели «будут повышать зарплаты и мотивировать сотрудников ключевых позиций, непосредственно влияющих на прибыль компании».

Анастасия Мануйлова

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку