Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
31 мая 2016, источник: Naviny.by

В Беларуси сокращается количество субъектов малого бизнеса

В Беларуси сокращается число компаний и предпринимателей — в условиях региональной рецессии, сжатия рынков и припавшей покупательской способности населения менее успешные бизнесы уходят с рынка, сообщил журналистам директор департамента массового бизнеса «Альфа-Банка» (Беларусь) Александр Бобко.

Источник: Reuters


Снижение деловой активности уже нашло отражение в статистике, пишет БелаПАН. По данным Белстата, в мае в стране насчитывалось 142,1 тыс. юридических лиц — на 1,8% меньше, чем годом ранее. Численность индивидуальных предпринимателей снизилась еще значительнее — на 4,3% (до 252 тыс.). Предпринимателей стало меньше во всех без исключения регионах. Наиболее заметна эта тенденция в Витебской области, которая за год потеряла более 10% предпринимателей и около 7% организаций.

«Впервые за последние несколько лет на рынке очевидна тенденция сокращения количества субъектов хозяйствования в сегменте малого бизнеса. Причины очевидны: турбулентность в экономике, снижение активности покупателей, большой отложенный спрос и усиление конкурентной борьбы, — пояснил Бобко. — Потребитель сейчас старается экономить и более взвешенно подходит к текущим и капитальным расходам. Если он может отложить какую-то покупку, то в большинстве случаев это делает. Бизнес вынужден затянуть пояса и стать ближе к клиенту, чтобы удержаться на плаву».

Тренд, как ожидается, продержится минимум до конца года. Судя по официальной статистике, в Беларуси почти на 40% возросло число убыточных организаций. Новые юридические лица стали регистрировать менее активно.

По оценке эксперта, активность бизнеса смещается в сегмент бюджетных товаров и услуг, а компании вынуждены больше усилий вкладывать в поиск покупателя. «Продать оказалось сложнее, чем создать или разработать. Компании, которые не успели перестроиться и не заметили изменений, либо уже сошли с дистанции, либо близки к этому. Непросто сейчас организациям, которые ориентированы на состоятельного покупателя, немного легче тем, кто изначально работал в низком ценовом диапазоне. Особняком стоит IT-бизнес, который работает на внешний рынок», — считает руководитель департамента.

По его мнению, стимулировать бизнес могут коммерческие банки. «Речь идет о создании “острова стабильности” за счет различных механизмов: снижения процентных ставок по кредитам, создания привлекательных условий для расчетного обслуживания, зарплатных проектов, разработки новых сервисов, развития нефинансовых услуг, околобанковской инфраструктуры», — пояснил Бобко.

Вместе с тем в некоторых регионах у бизнеса открылось «второе дыхание». Так, число компаний за первые четыре месяца возросло в столице и трех областях — Могилевской, Минской и Брестской. «По сравнению со вторым полугодием прошлого года сегодня ситуация более оптимистичная. Многие компании адаптировались к текущим условиям, некоторые из них нащупали новые точки роста. Все это может обернуться началом восстановления некоторых рынков ближе к 2017 году», — полагает банковский эксперт.