Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
6 июня 2016, источник: Ежедневник.by, (новости источника)

Как повысить туристическую привлекательность Беларуси?

Несмотря на то, что темы туристического имиджа Беларуси и конкурентоспособности страны на мировом рынке туруслуг давно и горячо обсуждаются, проблемы эти до сих пор не сняты с повестки дня.

Источник: Ежедневник.by

Нужна реальная статистика

Чтобы повысить туристическую привлекательность Беларуси и привлечь в страну туристов, нужно четко знать, в каком направлении двигаться. А чтобы знать, куда идти, надо знать, где стоишь, уверены эксперты. Речь идет о том, что на сегодняшний день, кроме показателей, которые в конце года подают турфирмы в Министерство статистики и анализа, никаких других статистических данных нет. То есть сегодня лишь известно, сколько туристов, и из какой страны посетило Беларусь за год.

В связи с этим эксперты считают, что назрела необходимость в более глобальном исследовании рынка. Кроме информации о том, сколько туристов посетило нашу страну, важно узнать, с какой целью каждый из них сюда приехал, что ему понравилось в Беларуси, а что нет.

По мнению директора туристической компании «Виаполь» (специализирующейся на въездном и внутреннем туризме) Галины Потаевой, определить точки роста можно только определив существующее положение. «Прежде всего, нужно иметь реальную картину современного въездного туризма по видам туризма: познавательный, транзитный, медицинский, спортивный, охота и рыбалка, агроэкотуризм и т. д. — отметила эксперт. — Если за 100%, к примеру, принимаем весть поток, то считаем, сколько процентов составляет каждый из этих видов. Точно также и структуру в деньгах — поступлениям по видам туризма. А сделать это просто — собрав все сведения от туроператоров, а также от гостиниц и усадеб. Причем, это следует сделать и по странам».

По словам эксперта, это поможет определить хотя бы структуру организованного туристского потока, на основании которого уже можно будет строить какие-то прогнозы.

«В туризме есть такое понятие — голосование ногами. Куда туристы едут, то направление и популярно. А мы совершенно не знаем — кто и зачем к нам едет. И голословно строим прогнозы», — резюмировала эксперт.

По мнению профи отечественного турбизнеса, при помощи анализа реальной статистики можно будет сконцентрироваться на перспективных нишах отрасли, а также на странах, откуда турпоток может быть экономически значимым.

Неприветливая туриндустрия

Важный вопрос, который давно и долго обсуждают не только работники туротрасли, но и государственные чиновники, касается туристической привлекательности Беларуси. Так чем сегодня может привлечь Беларусь иностранных туристов? Среди сильных сторон, которые могут составить туристическую привлекательность страны, чаще всего называются природа, памятники советской эпохи, мультикультурность, радушие и гостеприимство белорусов.

При этом ряд экспертов придерживается мнения, что, несмотря на богатое природное достояние Беларуси (заповедники, леса, озера, болота), оно не так уж и уникально — по сравнению со странами-соседями, но главное — оно не подготовлено для использования в туризме.

Очень важно, что к любому природному объекту, даже самому уникальному, должна прилагаться соответствующая, пусть минимальная, туристическая инфраструктура — наличие нормальных подъездов и стоянок, указателей, экологических троп и пр. Туристов нельзя просто отвезти на озеро или в лес в неприспособленных местах. Пример стран-соседей в этом вопросе очень показателен: в той же Польше и Литве природные объекты для туристов оборудованы удобно и ненавязчиво.

«Как природу, так и людей я бы точно не причисляла к нашим конкурентным преимуществам, если смотреть на них с позиции туризма, — отметила Галина Потаева. — Природа вообще у нас прекрасна. Но в туризме следует говорить не о самой природе, а о возможности ее посещения. А говорить, что наше конкурентное преимущество — люди — пошло и нескромно. Разве в Польше, Литве люди менее доброжелательны к туристам? Кто там бывал, знает, что это не так. При этом, если говорить об организованном туризме, люди, приехавшие в Беларусь, чаще общаются не с местным населением, а с теми, кто их обслуживает. А это уже отдельный разговор, поскольку о высоком сервисе и качественном обслуживании нам остается пока только мечтать».

По словам Галины Потаевой, компания «Виаполь», занимаясь организацией туров, выстраивает фильтр между туристом и обслуживающим персоналом. «Нельзя привезти в белорусский город туристов и отправить их пообедать самостоятельно. Например, в Несвиже два ресторана на город и в обеденное время они заняты. Поэтому все мы заказываем и резервируем заранее», — рассказала Галина Потаева.

Так, вполне естественно было бы улучшать имидж страны, делая ее узнаваемой и желанной для посещений, начиная с повышения уровня сервиса и качества услуг, а уже потом браться за все остальное.

Белорусы не зарабатывают на туризме

Еще один немаловажный момент, без которого не может быть реального развития туротрасли — это понимание белорусами, что с туризма можно и нужно зарабатывать.

У белорусских граждан нет инициативы по развитию частного бизнеса в туризме, уверена директор туристической компании «Солвекс» Оксана Бичун. «Взять хотя бы обустройство природных зон, — рассказала эксперт. — Почему не взять в аренду землю, чтобы на берегу озера или реки, или водохранилища обустроить палаточный лагерь, или места для отдыха, или продавать сувениры при объекте экскурсионного показа, чтобы можно было зарабатывать на туристических услугах».

Многие города, такие например, как Мир, Несвиж, Браслав — визитные карточки Беларуси, практически должны сегодня жить за счет туризма, но на деле этого нет.

Эксперты турбизнеса уверены, что в первую очередь нужно менять менталитет самих белорусов. Также было бы неплохо, чтобы они владели минимальными основами предпринимательства, чтобы туриста было кому встретить, обустроить и заработать на нем, как это делают во всем мире.

Чтобы резюмировать, отметим, что, несмотря на ряд подвижек в направлении привлечения туристов в Беларусь в последние годы, этого на сегодня явно недостаточно.