Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
16 июня 2016, источник: Ведомости

Российские потребители привыкли экономить из-за затяжного кризиса

Доля потребителей, которые продолжат экономить и после улучшения экономической ситуации, выросла в 2016 г., говорится в исследовании PwC «Затяжной спад в экономике». Доля желающих не совершать импульсивных покупок увеличилась с 5 до 35%, пишет PwC, доля покупателей товаров под собственной торговой маркой (СТМ) ритейлера — с 10 до 30%; доля следящих за акциями и скидками — с 35 до 45%, доля поклонников более дешевых магазинов — с 15 до 20%.

Реальные доходы населения уменьшаются 18 месяцев подряд — такого не было с 1998 г. Доходы в 2015 г. снизились на 4,9% по сравнению с 2014 г., а в январе — апреле 2016 г. — на 4,7% в сравнении с январем — апрелем 2015 г. Рост доходов в 2017 г. возобновится, ожидает Минэкономразвития, но не превысит 1% в год до 2020 г. В 2010-2011 гг. реальные доходы росли на 4%, до 2008 г. — на 11-14% в год.

Текущий кризис более затяжной, чем кризис 2008 г., — тогда улучшение чувствовалось уже через год и все быстро вернулись к прежнему потреблению, говорит старший менеджер PwC Антон Задорожный.

В 2016 г. 79% опрошенных кризис затронул лично, к сокращению расходов прибегло 84% (плюс 5 процентных пунктов к 2015 г.). Более половины респондентов стали покупать меньше или начали покупать более дешевые товары ключевых категорий: продуктов питания, одежды, косметики и предметов личной гигиены.

65% респондентов тратят деньги рационально, не делают импульсивных покупок. 15% приучились покупать обувь и одежду по мере необходимости, но 30% хотели бы тратить больше на эти товары после кризиса. Уже можно говорить о формировании покупательской дисциплины, делает вывод PwC.

Потребители с пессимизмом относятся к перспективам выхода из кризиса и к собственному будущему, констатируют исследователи. На сей раз потребители предсказали, что кризис завершится не ранее 2019 г., в прошлом году — что к середине 2017 г.

В 2017 г. рост потребительских расходов начнет восстанавливаться, но несравнимо медленнее, чем после кризиса 2008 г., прогнозирует аналитик Газпромбанка Дарья Снитко. Во-первых, снизятся темпы роста потребительского кредитования, люди и так достаточно закредитованы и сильно увеличить обязательства не смогут. Во-вторых, слабый экономический рост не даст потребителям уверенности в будущем росте доходов и привычка экономить останется. Производители потребительских товаров реагируют на изменение спроса, перестраивают стратегии: переносят фокус на более массовые бренды, оптимизируют себестоимость, заключает Снитко.

И после кризиса картина потребительских предпочтений останется кардинально измененной, указывает Задорожный. Цена все так же будет важным фактором, люди будут скептически относиться к маркам, не предлагающим дополнительной выгоды по сравнению с СТМ, они станут более искушенными в скидках. Компаниям придется корректировать предложение, а значит, и пересматривать операционные модели, заключает он.

Член правления группы «Черкизово» Марина Каган заверяет: производители уже учитывают, что потребление долго не восстановится, и стараются оптимизировать производство и ассортимент. «Не обязательно делать упор на более дешевую продукцию, — говорит она. — Сейчас потребителю, как никогда, важно видеть хорошее соотношение цены и качества».

Интерес к акциям особенно вырос в 2016 г., знает представитель крупного производителя продуктов питания, продажи по акциям в несколько раз превышают прогнозы.

Агрохолдинг «Мираторг» продолжает планировать рост производства на 25% в 2016 г., несмотря на общее снижение потребления, говорит президент холдинга Виктор Линник, это позволит сохранять приемлемую цену для потребителя и маржу для производителя.
«Магнит» вынужден снизить наценку

Производство индейки растет, несмотря на кризис, отмечает гендиректор и совладелец ГК «Дамате» Рашид Хайров: у индейки конкурентная цена по сравнению со свининой и говядиной, но она превосходит их по питательности. При восстановлении покупательной способности компания готова переориентироваться с низкомаржинальных продуктов на продукты с высокой добавленной стоимостью, обещает Хайров.

Привычка экономить станет плюсом, радуется гендиректор Ralf Ringer (производство обуви) Андрей Бережной: компания всегда рассчитывала на практичную покупку, а не на эмоциональную.

Потребители действительно стали внимательнее выбирать и продукты, и магазины, и выгодные предложения, говорит директор по корпоративным связям «Mars шоколад Россия» Елизавета Александрова, очевидно, что это не сиюминутное изменение, а сформировавшаяся модель поведения.

X5 Retail Group изменила ассортиментные матрицы, сделав фокус на более доступных товарах, и стала наращивать производство СТМ, отмечает представитель компании. Сейчас доля СТМ в продажах составляет 14%, через несколько лет она должна дойти до 20%.

«Ашан ритейл Россия» намерена удвоить число наименований СТМ — до 5300, сказала директор по внешним коммуникациям компании Мария Курносова.

«Дикси» привлекает покупателей, снижая стоимость покупательской корзины, и принимает меры к улучшению ассортимента, в том числе и с помощью СТМ, сообщает директор по корпоративным и внешним связям Екатерина Куманина.

Продажи СТМ действительно демонстрируют существенный рост — 27% в денежном выражении по сравнению с 2015 г. и 11% в натуральном — и становятся серьезным игроком рынка, говорит директор по работе с розничными сетями «Nielsen Россия» Дмитрий Швецов.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку
Почти половина россиян экономят на еде
Во время загрузки произошла ошибка.
23 мая 2016© Ньюстюб