Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Хрущевки: история появления Самый крупный социальный проект в истории СССР. Во что это обошлось стране и кто рассчитывал параметры?
12 июля 2016, источник: "Российская газета"

В Ростове бизнесмены пожаловались ФАС на условия тендеров

После гибели детей на карельском Сямозере антимонопольная служба выявила признаки картельного сговора при участии в торгах на право заключения контрактов на организацию детского оздоровительного отдыха.

Но произошедшая трагедия лишь подчеркнула давнюю беду. Как оказалось, тендерные проблемы характерны практически для всех регионов России. Причем количество нарушений в этой сфере увеличивается.

— Начиная с 2015 года мы наблюдаем значительный рост выявленных сговоров на торгах. Они приводят не только к неэффективному расходованию бюджетных средств, но и к существенному снижению качества поставляемых товаров, выполняемых работ и услуг. В погоне за сверхприбылью легко преступить грань закона, но последствия такого правового нигилизма могут быть трагическим. Мы еще раз обращаем внимание на то, что сговор на торгах является одним из самых тяжких экономических преступлений и предостерегаем компании от участия в таких соглашениях, — заявил заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский.

В Ростовской области подозрительное поведение участников торгов на некоторых тендерах тоже может свидетельствовать о признаках сговора.

— Вот конкретный пример. Несколько компаний участвовали в конкурсе на ремонт муниципальной школы. Одна компания уступила 0,5 процента, а остальные вообще не снизили цены. В итоге фирма с символическим дисконтом выиграла многомиллионный подряд. А когда начинаешь спрашивать других участников, зачем им вообще нужен был этот конкурс, если никто не сделал скидки, внятного ответа получить не удается, — говорит уполномоченный по защите прав предпринимателей Ростовской области Олег Дереза.

Впрочем, сговор — это лишь одно из нарушений при проведении тендеров. На самом деле их гораздо больше.

— У нас в регионе, наверное, самое распространенное нарушение — это создание техзаданий под конкретного поставщика, — продолжает Олег Дереза. — Есть еще случаи несвоевременной публикации объявлений о проведении тендеров. Предприниматели, которые проигрывают конкурсы, считают, что их отсекли незаконно, и вполне обоснованно жалуются в антимонопольную службу. УФАС проверяет факты, выявляет нарушения и накладывает штрафы. Потом предприятия пытаются опротестовать в арбитраже решения антимонопольщиков. Но обычно суд встает на сторону УФАС, — это уже сложившаяся тенденция.

Кстати, по данным УФАС, за год в среднем принимается около двух тысяч решений по проведенным торгам, причем практически все дела рассматриваются на основании жалоб, поступающих в антимонопольную службу от предпринимателей. И процент удовлетворения этих жалоб довольно высок.

— Статистика показывает, что около 50 процентов жалоб на заказчиков, проводящих торги, удовлетворяются. За год к административной ответственности привлекается около 1000 должностных лиц, представляющих государственных и муниципальных заказчиков, — отмечает руководитель областного УФАС Вадим Корнеев.

— Сейчас основным критерием для победы в конкурсе является цена, а качество предоставляемых услуг часто уходит на второй план. Например, предприятия Волгодонска, которые участвуют в тендерах на уборку города, ремонт дорог и т. д., жалуются, что приходят иногородние предприниматели, обрушивают цену контракта на 30 — 50 процентов от начальной и выигрывают конкурсы. Получается, что наши бизнесмены, имеющие необходимое оборудование и технику для выполнения качественной работы, не могут конкурировать с таким демпингом, а победители тендеров, не имеющие материальной базы, выполняют работу некачественно, если вообще выполняют, — говорит Алексей Брежнев, общественный представитель омбудсмена в Волгодонске, руководитель фирмы «Отражение».

Бизнесмены, имеющие опыт торгов, считают, что уже назрела острая необходимость учитывать при организации тендеров не только цену, но и качество выполнения работ, а также наличие у конкурсантов необходимого для их проведения оборудования. Но для этого на законодательном уровне нужно вводить новые критерии организации торгов.

Еще одна проблема — участие в госзакупках представителей малого бизнеса. По закону государственные и муниципальные заказчики обязаны 15 процентов таких закупок осуществлять у «малышей». И как показывают проверки УФАС, это требование в основном соблюдается. По крайней мере формально. Например, в 2014 году (проверки по 2015 году еще продолжаются) из 326 проверенных заказчиков только 14 не выполнили или выполнили не в полном объеме это требование законодательства и были привлечены к ответственности.

Ситуация в сфере тендеров явно не благополучная. Один из руководителей небольшой ростовской фирмы, попросивший не называть его имени, в откровенном разговоре с корреспондентом «РГ» признался, что крупные контракты с большими деньгами часто делятся еще до проведения конкурсов. А требование об обязательном участии малых предприятий обходят путем создания собственных ИП и «малышей», связь с которыми доказать не всегда просто.

— Хотя встречаются и честные торги, в которых проиграть не обидно. Порой мы напрямую спрашиваем организаторов, «заряженная» эта сделка или нет. Просим честного ответа, чтобы понапрасну не тратить свое и чужое время. И иногда нам даже честно отвечают, — сказал собеседник «РГ».

Комментарий

Юрий Молодченко, заместитель губернатора Ростовской области:

— Действительно, заказчики часто стараются различными способами вывести в победители определенные компании. Мы категорически против этого. Все-таки хотелось бы, чтобы все предприниматели, особенно представители малого и среднего бизнеса, имели равный доступ к госзакупкам.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку