Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
28 июля 2016, источник: "Российская газета"

Реализация генплана Севастополя обойдется в 1,13 триллиона рублей

Московские архитекторы завершили основной этап разработки генплана Севастополя, по которому городу предстоит жить до 2035 года. Прежде чем передать документ правительству, его представили на градостроительном совете, а также на депутатских слушаниях в Заксобрании.

Разработчики уверены, что для полноценного развития Севастополя надо решить три ключевые проблемы: построить новые дороги, освободить береговую линию и перенести объекты Черноморского флота и Севморзавода.

План на триллион

Реализация всех намеченных планов до 2035 года обойдется в 1,13 триллиона рублей. Более половины этой суммы — 611 миллиардов рублей — уйдет на транспортную инфраструктуру, две трети из которых понадобятся в ближайшие пять лет, до 2022 года. Инвестиции в жилищное строительство составят около 397 миллиардов, в социальную инфраструктуру — 93, в инженерное оборудование — 52 миллиарда рублей.

— Основные инвестиции должны быть сделаны до 2025 года, чтобы устранить дефекты инженерной и дорожной инфраструктуры, — объясняет главный архитектор генплана Севастополя, замдиректора архитектурного бюро «Остоженка» Андрей Гнездилов. — Предполагаем большое инвестирование частных средств, благодаря которым бюджет города к 2035 году должен вырасти за счет увеличения налогооблагаемой базы.

Основная идея нового генплана заключается в том, чтобы соединить три разрозненные части города — Южную, Корабельную и Северную стороны в единое целое. Город станет удобным для жизни, появится импульс к развитию депрессивных районов и застройке пустующих территорий.

— Площадь Севастополя лишь немного меньше площади Москвы в ее старых границах, — говорит руководитель НПО комплексного градостроительного проектирования ГУП «НИиПИ генплана Москвы» Максим Перов. — Но в старых границах Москвы жили 10 миллионов человек, а в Севастополе — полмиллиона. «Рыхлый» город надо сделать компактным, иначе невозможно обеспечить нормальное функционирование транспорта, инженерной инфраструктуры.

В первую очередь необходимо создать поперечные транспортные связи, главная из которых — «рокадный проспект», который свяжет Камышовую бухту и проспект генерала Мельника (западную и восточною часть города). Пропускная способность Камышовской объездной и дороги через вокзал почти исчерпана. Если построить новую трассу, то начнет застраиваться восточная часть города, и плотность населения будет сбалансирована. Второй способ устранения пробок — дорога от улицы Пожарова в центр города через 400-метровый тоннель.

— Надо объединить город, разделенный ландшафтом на три части, и увязать части мегаполиса в единое целое, — объясняет Перов. — Создать серию широтных связей, которые снимут напряженность с узких участков. Новый транспортный каркас позволит приступить к развитию района Зеленая горка и Корабельной стороны. Среднее время поездки до работы сократится в 1,5 раза — с 38 до 24 минут.

Проектировщик уверен, что движение транспорта в Севастополе можно организовать более эффективно уже сейчас, не дожидаясь строительства новых дорог. Для этого достаточно перенастроить светофоры.

— Надо разработать проект организации движения и передать светофоры ГИБДД, — говорит Перов. — Простыми средствами светофорного управления можно значительно, процентов на 20−25, улучшить трафик в городе. Любой местный житель или таксист может рассказать, какие светофоры работают абсолютно неправильно. Ничто не мешает этот вопрос урегулировать по-хозяйски.

Берег для всех

«У Севастополя потрясающей красоты береговая линия», — уверены разработчики, но большая ее часть закрыта. Они подсчитали, что протяженность побережья от северной части Севастопольской бухты до мыса Херсонес составляет 75 километров, и из них только 24 километра (30 процентов) доступны горожанам. Но можно установить баланс 50 на 50.

— Город, находящийся у моря, практически не может к нему подойти и прикоснуться, — отмечает Андрей Гнездилов. — Берег в приморском городе должен быть максимально доступен.

Для этого достаточно открыть 12 километров берега. Но при этом останутся и закрытые участки — объекты Черноморского флота и промышленности, такие, как Минная стенка и стоянка подлодок в Южной бухте. Городскую застройку надо остановить там, где она находится сегодня, а свободную территорию между домами и морем отдать под рекреацию.

Самым сложным оказался вопрос соседства с объектами минобороны РФ. В него упираются многие привлекательные градостроительные идеи.

Например, новый парк на мысе Хрустальный и пешеходная туристическая тропа от Херсонеса до Малахова кургана в новом генплане проходят по территории бывшего 24-го военного завода. Но передачу заброшенного участка долгое время не удается урегулировать с минобороны.

— На закрытые, режимные объекты не могут пропустить людей и транспорт, там нельзя строить новые дороги, — отмечает Андрей Гнездилов. — Они заняли удобные места внутри города и мешают гармоничному развитию Севастополя. При этом военно-морская база является драйвером экономического роста Севастополя и должна развиваться адекватно современным геополитическим вызовам, создавая новые рабочие места.

Кораблям — простор

Для развития современной военно-морской базы разработчики генплана отвели место на Северной стороне Севастопольской бухты — вплоть до «ковша» Черной речки. На площади 108 гектаров можно разместить полноценные стоянки и места базирования флота, которые будет удобно снабжать по железной дороге со стороны крупного транспортного узла на Мекензиевых горах.

На правой стороне бухты в районе Инкермана предлагается разместить мощности Севморзавода. Градостроители объяснили, что решение о переносе СМЗ из Южной бухты сложное, но вполне обосновано. В Южной бухте завод занимает 30 гектаров, а этой территории недостаточно для строительства современного судоремонтного предприятия. К тому же вокруг него должна быть 500-метровая санитарная зона, которая пройдет по существующей жилой застройке Корабельной стороны. Оборудование, доки, строения устарели. В Инкермане же на территории 111 гектаров можно построить современные 350-метровые доки и 300-метровый стапель, плюс — удобный железнодорожный подъезд.

— Нужен серьезный экспертный расчет рентабельности строительства нового завода, — признает Андрей Гнездилов. — Для города южная площадка Севморзавода — не пустое место, она в памяти каждого севастопольца, еще адмирал Лазарев строил там доки. Но этот участок важен для общественных функций, и предстоит разобраться — должна ли вся эта территория быть индустриальной. Территория в Южной бухте может развиваться как новый деловой центр, что сбалансирует потоки туристов и офисных сотрудников, которые сегодня переполняют центральное городское кольцо.

Генеральный план Севастополя в ближайшее время будет вынесен на общественные слушания, и жители города смогут выразить свое отношение к новым градостроительным решениям. После обсуждения в него внесут окончательные правки. Затем документ отправят на согласование в федеральные министерства и до конца 2016 года утвердят в Заксобрании Севастополя.

Комментарии

Алексей Еремеев, вице-губернатор Севастополя:

— Предложение увеличить доступность береговой линии выглядит позитивно, но его реализация зависит от перемещения воинских частей, а также «Севморзавода». Этот вариант надо согласовывать с представителями флота. Даже если завод неработающий, это еще не значит, что у минобороны РФ нет планов использования этой территории. А предложение о перемещении воинских частей ЧФ на Северную сторону города не было с нами согласовано как с заказчиками. Оно дискуссионно, и с точки зрения реализации вызывает определенные сомнения.

Алексей Чалый, депутат Заксобрания Севастополя:

— Разработчики генплана оказались в тяжелой ситуации, поскольку генплан должен быть отражением экономического развития города, но сегодня мы в состоянии заработать лишь 30 процентов от того, что тратим. Генплан приходится создавать в условиях серьезной неопределенности с точки зрения того, какой будет экономика города через 10−15 лет. Поэтому приходится рисковать. Но это надо сделать, иначе мы потеряем географию и историю, замусорим их такими архитектурными «успехами», после которых уже ничего не останется. Генплан нужен, но это малая составляющая пути развития города.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку