Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
9 августа, источник: Ежедневник.by

Бюджетные расходы на финансирование госпрограмм растут

Роль государственных программ в структуре государственных расходов в 2016 году существенно выросла по сравнению с предыдущими годами.

Источник: РИА "Новости"

Об этом говорится в аналитической записке «Меры по совершенствованию процесса разработки и реализации государственных программ в Беларуси», подготовленной представителями Немецкой экономической группы в Беларуси, Bipart и Исследовательского центра ИПМ.

Как говорится в записке, на финансирование принятых на 1 июля 19 государственных программ приходится 30.7% всех расходов республиканского бюджета. Для местных бюджетов этот показатель еще выше — 75%. В целом расходы в рамках государственных программ составляют 59.5% от расходов консолидированного бюджета на 2016 год. Для сравнения в 2015 г. финансирование государственных программ составило только 18.4% от расходов консолидированного бюджета. Наибольшее значение бюджетное финансирование имеет в социальных программах, связанных с расходами на здравоохранение, образование, культуру. При этом наибольшая часть расходов в рамках данных программ финансируется за счет средств местных бюджетов. Суммарное же бюджетное финансирование социальных программ в среднем совпадает с соответствующими запланированными расходами консолидированного бюджета на 2016 год.

В исследовании также отмечается, что в предыдущие годы доля социальных расходов бюджета, отнесенных на государственные программы, была значительно ниже. Например, расходы консолидированного бюджета на финансирование государственной программы в образовании в 2015 год составили только 11% от общих расходов консолидированного бюджета на образование. Увеличение доли программного бюджетирования в социальной политике способно повысить эффективность расходов за счет достижения большей ориентированности на результат. Однако, по мнению экспертов, это требует качественной работы по составлению программ, в особенности разработки системы целевых показателей, следование которым обеспечило бы достижение поставленных в программе целей.

Финансирование государственных программ в реальном секторе экономики, связанных в основном с развитием сельского и лесного хозяйства, транспорта и энергетической эффективностью, осуществляется в большей мере за счет кредитных ресурсов и собственных средств организаций. Общий объем кредитования, запланированный на 2016 год в 19 принятых на 1 июля программах, составляет 54.3 трлн белорусских рублей. Это близко к уровню 2015 г. (53.2 трлн), однако с учетом роста финансирования за счет бюджета (из-за расширения социальных программ) относительный вклад банковского кредитования в финансирование государственных программ снижается (с примерно 25% в 2015 г. до 10% в 2016 г.).

Значительную часть привлекаемых для выполнения государственных программ кредитов составляет директивное кредитование. На конец 2015 г. объем задолженности реального сектора по директивным кредитам превысил 18% от ВВП и составил 42% от общего кредита экономике. Однако на 2016 г. масштабы директивного кредитования значительно ограничены. Постановление Совета Министров № 103 от 8 февраля 2016 г. устанавливает верхний предел финансирования государственных про грамм за счет директивного кредитования на уровне 28 трлн белорусских рублей. Банк развития, предполагается, представит льготных кредитных ресурсов на сумму в 10 трлн белорусских рублей, а коммерческие банки — на 18 трлн белорусских рублей. Оставшийся объем кредитных ресурсов (26.3 трлн) участники государственных программ должны привлечь на рыночных условиях.

Авторы аналитической записки подчеркивают, что установление верхнего предела директивного кредитования является важным условием сохранения макроэкономической стабильности .

«Еще более значимым шагом является положение указа № 182 о предоставлении Банком развития льготного кредитования на конкурсной основе. Эта мера должна решить проблему низкой эффективности директивного кредитования, а также способствовать улучшению отчетности, аудита, анализа результатов и общественного контроля в рамках государственных программ за счет большей прозрачности и подотчетности процесса выделения финансирования. Вместе с тем, значительные объемы рыночного кредитования, запланированные как источник финансирования государственных программ, вызывают сомнения в их успешной реализации и, как следствие, в неизменности верхнего предела директивного кредитования. Негативно повлиять на успешность запланированных институциональных изменений может и отсутствие законодательно определенных принципов предоставления льготных кредитов на конкурсной основе», — говорится в документе.

В нем также отмечается, что помимо кредитных ресурсов и бюджетного финансирования, государственные программы во многом опираются на собственные средства организаций. Практически 63% всего запланированного на 2016 год финансирования государственных программ приходится на собственные ресурсы организаций, пред приятий (и населения). В 2015 г. их доля составляла менее 53%, что говорит о растущей зависимости успешности программ от финансового положения реального сектора. При этом практика предыдущих лет показывает, что собственные средства частично формируются за счет налоговых расходов бюджета, т.е. налоговых обязательств реального сектора (в основном государственных предприятий), которые не были выплачены в бюджет.

«Данная практика увеличивает нагрузку на бюджет в виде недополученных доходов и является еще одной формой государственной поддержки экономики. Однако еще более важно то, что на данную форму государственной поддержки не распространяется требование о ее предоставление на конкурсной основе», — обращают внимание эксперты.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы участвовать в обсуждении новостей