Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
20 октября 2016, источник: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

ТПК в вопросах и ответах: всё о новом кольце метро

Схема столичного метрополитена с каждым годом стремительно расширяется. В сентябре на ней появилось МЦК, а уже в 2020 году пассажиры смогут прокатиться по ещё одному кольцу метро. О том, как строится Третий пересадочный контур и когда откроются первые станции — в материале mos.ru.

Источник: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Что такое ТПК

Третий пересадочный контур (ТПК) — будущее второе кольцо столичной подземки. Ветка пройдёт под землёй на расстоянии около 10 километров от Кольцевой линии и объединит все существующие и проектируемые радиальные направления метро.

Протяжённость контура составит 61 километр, что позволит ему стать самой длинной линией метрополитена страны и, возможно, мира. Пока рекордсменом считается линия № 10 пекинской подземки: её длина — 57 километров, все 45 станций можно проехать за 104 минуты.

На втором кольце в Москве станций запроектировано пока меньше — всего 28, семь из которых будут пересекаться с радиальными направлениями железной дороги, 17 — с линиями метро, а ещё две — с Московским центральным кольцом.

Пока ТПК не запущен, облегчить пересадку между радиальными направлениями поможет Московское центральное кольцо. Бывшая железная дорога заработала как наземная ветка метро с сентября. Ежедневно ею пользуются более 200 тысяч пассажиров. Но не на все радиальные линии метро можно пересесть с МЦК, или на это уходит слишком много времени, так что полноценным кольцом его считать нельзя.

Кому и как поможет новое кольцо

Второе подземное кольцо решит проблему пересадок с одной ветки на другую, разгрузит метро и дороги. У жителей периферийных районов отпадёт необходимость ехать до Кольцевой линии или садиться за руль, чтобы попасть в другую точку города. Время в пути между станциями соседних веток также сократится в разы.

Например, на дорогу от «Калужской» до «Севастопольской» пассажиры потратят всего 10 минут вместо 35. Столько же займёт путь от «Сокольников» до «Электрозаводской», а доехать от «Юго-Западной» до «Кунцевской» можно будет за 18 вместо нынешних 40 минут.

Благодаря запуску Третьего пересадочного контура многие горожане получат метро в шаговой доступности. Ожидается, что ежедневно новой веткой будут пользоваться около миллиона человек.

Только на участке от «Нижней Масловки» до «Авиамоторной» метро станет ближе для 250 тысяч пассажиров. Жители Лефортова получат новую станцию, названную в честь района, а жители районов Марьина Роща, Мещанский, Сокольники, Басманный и Соколиная Гора — возможность доехать до соседнего района без нескольких пересадок.

В то же время интенсивность движения наземного транспорта в этих районах уменьшится на 10−15 процентов.

Станция «ЦСКА» позволит болельщикам доехать до одноимённого футбольного стадиона, а «Нижегородская улица» («Карачарово») в будущем свяжет ТПК с Кожуховской линией. Это поможет быстрее добираться до работы жителям периферийных районов Некрасовка и Косино-Ухтомский.

Около музея-заповедника «Коломенское» построят станцию «Кленовый бульвар» с транспортно-пересадочным узлом. В его составе планируется открыть гостиницу, где во время культурных фестивалей смогут останавливаться участники и гости парка.

Станцию метро в шаговой доступности — «Севастопольский проспект» — уже через несколько лет дождутся жители районов Черёмушки и Зюзино, большинство из которых сегодня вынуждены добираться до подземки на общественном транспорте. А между оранжевой и красной ветками построят станцию «Улица Новаторов». Она к 2020 году не только обеспечит доступ к метро жителям Обручевского района, но и станет удобной пересадкой на ТПК для пассажиров из Коммунарки.

Жёлтую ветку из Рассказовки со вторым кольцом свяжет станция «Мичуринский проспект». Перейти с одной линии на другую пассажиры смогут по пешеходному мосту. Этой станцией будет удобно пользоваться около 62 тысячам жителей района Раменки, которым сейчас приходится по 20−30 минут ездить до «Проспекта Вернадского» или «Славянского бульвара».

Сразу две новые станции, «Аминьевское шоссе» и «Давыдково», улучшат транспортную доступность жителей районов Очаково-Матвеевское, Можайский и Фили-Давыдково. А благодаря станциям «Терехово», «Нижние Мнёвники», «Улица Народного Ополчения» и «Шелепиха» станет удобнее проехать в районы Филёвский Парк и Хорошёво-Мнёвники.

Идее — быть! Долгий путь Москвы к ТПК

О втором кольце метро городские власти задумались ещё в 1947 году: Москва росла, продвигалась на юго-запад, поэтому нужно было связать новые и старые районы. Рассматривалась идея соединить территории завода имени Сталина, Дангауэровку и Лефортово, а затем продлевать ветку в обе стороны и замкнуть в большое кольцо. Однако строительство признали слишком дорогим и ограничились развитием наземного общественного транспорта.

К идее вернулись в 1980-х годах, когда границы города вышли за МКАД. На схеме метро могли появиться четыре хорды, а участки между ними стали бы новым пересадочным контуром. Но строительство заморозили, а распад СССР похоронил эти планы окончательно.

Проект снова стал актуальным в 2005 году. Однако из-за того, что строительство первой хордовой линии — Солнцевской — тогда затянулось, Третий пересадочный контур решили прокладывать как отдельную ветку от «Делового центра» до «Динамо». Первая очередь включала сразу девять станций. Ещё через пять лет количество станций сократили до шести, а к первой очереди добавили новый участок — «Петровский парк» (ранее «Динамо») — «Нижняя Масловка».

В 2012 году северное полукольцо решили объединить с южным, после чего трасса ТПК менялась ещё несколько раз. Например, участок от «Рижской» до «Авиамоторной» решили прокладывать не через «Красносельскую» и «Бауманскую», а через «Сокольники» и «Электрозаводскую». Это сильно упростило строительство и отодвинуло линию дальше от Кольцевой. Несколько станций решили построить по мадридскому методу, когда пути расположены в центре, а платформы — по бокам, и два поезда разных направлений движутся по одному тоннелю.

Кроме того, в прошлом году сразу несколько станций второго кольца получили новые названия: «Рижская» стала «Ржевской», «Марьина Роща» — «Шереметьевской», «Кунцевская» — «Можайской», «Нижегородская улица» — «Карачаровом», «Электрозаводская» — «Рубцовской», «Сокольники» — «Стромынкой», «Калужская» — «Воронцовской», а «Нагатинский Затон» переименован в «Кленовый бульвар». В этом году болельщики предложили переименовать станцию «Ходынское поле» в «ЦСКА».

От проекта до отделки: как строят ТПК

Строительство Третьего пересадочного контура метро разбили на несколько этапов. Первые станции откроются для посетителей уже в январе 2017 года. К этому времени работы развернутся на всех участках будущей линии. Полностью замкнуть кольцо планируется в 2020 году.

Первый участок

Первый участок нового кольца от «Делового центра» до «Петровского парка» строители сдадут до конца года. Он включит сразу пять станций: «Деловой центр», «Шелепиху», «Хорошёвскую», «ЦСКА» и «Петровский парк».

Для пассажиров станции откроют в начале января, после завершения обкатки поездов. Шестую станцию на участке, «Нижнюю Масловку», запустят в 2018 году. Она строится на большой глубине, и для неё необходимо больше времени.

Проехать от одной конечной до другой можно будет за 20 минут. Пользоваться новой линией будет удобно жителям районов Хорошёвский, Хорошёво-Мнёвники, Савёловский и Аэропорт, а также северо-западных районов Подмосковья, которые добираются на работу по зелёной ветке или Белорусскому направлению железной дороги.

Все шесть станций будут выдержаны в едином стиле, а особенностью каждой из них станут уникальный цвет и дизайн колонн.

«Деловой центр»

В «Москва-Сити» на работу, деловые встречи и за покупками ежедневно будут приезжать около 300 тысяч человек. А после ввода новых башен пассажиров станет ещё больше. Выходы из метро будут вести в торгово-развлекательный комплекс «Афимолл Сити» и к пешеходной зоне. Также пассажиры смогут перейти на станции «Выставочная» Филёвской линии и «Деловой центр» Калининско-Солнцевской.

При строительстве рабочие применили уникальную технологию — вибропуть, — позволяющую гасить вибрации от движения поездов. Вагоны будут двигаться по монолитным плитам на специальных пружинах, не причиняя вреда стеклянным небоскрёбам.

Сама станция «Деловой центр» будет просторной и светлой. Для облицовки колонн и балконов используют панели из нержавеющей стали, а над платформой установят подвесной потолок из наклонных парящих плоскостей с подсветкой.

Для удобства маломобильных пассажиров все уровни станций соединят лифтами, на полу положат тактильные плиты, по краю платформы пустят светодиодные линии, а на все двери нанесут пиктограммы.

«ЦСКА»

Когда станция носила название «Ходынское поле», в её оформлении предлагалось использовать чёрно-белую графику, продолжающую образ района. После смены названия концепцию дополнили яркими красками и символическими образами.

Станцию оформят в цветах клуба — красном и синем. На потолке пассажиры увидят изображения футболистов, конников, парусников и парашютистов. Рисунки нанесут на алюминиевые панели и стекло при помощи компьютерной цветной печати. На самой платформе установят четыре бронзовые скульптуры: лыжника, баскетболиста, хоккеиста и футболиста.

У каждого вестибюля станции будет по пять подземных этажей. Самый нижний займёт платформа, два этажа станут техническими, а ещё два — общей площадью 5,4 тысячи квадратных метров — отдадут под торговые зоны и общественное пространство.

Внешне стеклянные вестибюли неправильной овальной формы идеально впишутся в градостроительную концепцию района. Крыша зданий — с пешеходными дорожками, лавочками и газоном — будет плавно переходить в разбитый рядом парк.

На платформе «Шелепихи» появится два ряда колонн, а в отделке используют белый и жёлтый цвета, которые создадут ощущение лёгкости даже под землёй. В дизайне станции «Хорошёвская», где пассажиры смогут пересесть на Таганско-Краснопресненскую линию метро, использованы сиреневые цвета. Ожидается, что станция сможет принять около 300 тысяч человек в сутки, а в утренние и вечерние часы пик — не меньше 27 тысяч человек в час. Часть пассажиров составят водители, которые смогут оставить машину возле ТПУ и продолжить путь на метро.

Рядом с районом Аэропорт и станцией Замоскворецкой линии «Динамо» появится бело-зелёная станция «Петровский парк». Ею будут пользоваться более 245 тысяч человек в сутки, а утром и вечером — до 24,5 тысячи человек в час.

Второй шаг к большому кольцу

12-километровый участок от «Нижней Масловки» до «Авиамоторной» включает пять станций:

  • «Шереметьевскую» (с пересадкой на станцию «Марьина Роща» Люблинско-Дмитровской линии);
  • «Ржевскую» (с пересадкой на станцию «Рижская» Калужско-Рижской линии);
  • «Стромынку» (с пересадкой на станцию «Сокольники» Сокольнической линии);
  • «Рубцовскую» (с пересадкой на станцию «Электрозаводская» Арбатско-Покровской линии);
  • «Лефортово».

Строительство разделено на два этапа. На первом, до конца 2018 года, планируется ввести отрезок длиной 3,7 километра между «Рубцовской» и «Авиамоторной», что позволит открыть пересадку с ТПК на Кожуховскую линию. Работы здесь начались ещё в 2015 году. В конце лета к строительству на перегоне «Рубцовская» — «Лефортово» подключили щит «Анастасия», а на этой неделе строители приступили к бурению левого тоннеля.

«Авиамоторная»

Станцию «Авиамоторная» оформят в старом индустриальном стиле, с зеркальными потолками и круглыми люстрами. Между платформой и путями установят защитные стеклянные стены, в которых будут открываться проходы при посадке. Такая система исключит случайное падение людей на рельсы или спуск пассажиров в тоннель. Удобной станция станет и для маломобильных пассажиров — здесь установят лифты и тактильные указатели.

«Лефортово»

Платформу «Лефортово» украсят круглые мраморные колонны, между которыми поставят скамейки с литыми фигурными ножками. На потолке появятся старомодные люстры с плафонами-фонарями. Станция станет частью ТПУ со сквером, катком, кафе и магазинами, который построят на месте Лефортовского рынка.

На втором этапе, до конца 2019 года, планируется построить участок ТПК от «Рубцовской» до «Нижней Масловки», соединив таким образом северную дугу пересадочного контура — от «Делового центра» до «Авиамоторной».

Затем строители переключатся на участок от «Авиамоторной» до «Каширской».

Направление — запад

Перегон «Хорошёвская» — «Нижние Мнёвники» планируется достроить к 2018 году. В него войдут две станции: «Улица Народного Ополчения», названная так в честь добровольцев начала Великой Отечественной войны, и «Нижние Мнёвники». Последнюю выполнят в серо-красной гамме. При этом основным материалом отделки станет непривычный для столичного метро бетон. Около входа в метро появятся подуличные переходы с зонами ожидания, торговыми автоматами, банкоматами и информационными стойками, а для посетителей спорткомплекса на Гребном канале построят переход через Москву-реку.

В Мнёвниковской пойме появится станция «Терехово» с абстрактными фигурами людей. Стены оставят бетонными, а короб над путями покроют сталью и подсветят светодиодными лентами. Световые силуэты появятся на колоннах вестибюлей. Станция станет частью перехода, который в конце 2019 года дотянется до «Каховской» и замкнёт кольцо.

Перспективы самой короткой линии метро

Самая маленькая столичная ветка — Каховская — также станет частью Третьего пересадочного контура. Линия достигает всего 3,3 километра в длину и включает три станции: «Каширскую», «Варшавскую» и «Каховскую». А среднее время поездки по ней — около пяти минут.

Первоначально участок «Каширская» — «Каховская» строился как часть Замоскворецкой линии. Движение по нему запустили ещё в 1969 году. После продления ветки до «Красногвардейской» движение стало вилочным. Это доставляло массу проблем, поэтому в ноябре 1995 года Каховскую линию сделали отдельной веткой метро.