Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
21 октября 2016, источник: Мослента

Храм в Вешняках может остановить Северо-Восточную хорду

Почему и от чего пытаются спасти храм XVII века на улице Юности.

Источник: Мослента

На пути Северо-Восточной хорды совершенно внезапно возникло ещё одно препятствие. После серии уточнений трасса немного сдвинулась — и вплотную приблизилась к Вешняковскому кладбищу и Храму Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках, чья история насчитывает более 360 лет. Это вызвало новую волну протестов местных жителей, в первую очередь — прихожан. МОСЛЕНТА поговорила с экспертами и выяснила, почему жители требуют отвести дорогу от церкви.

Спрямление трассы

В Вешняках активно идут подготовительные работы к строительству Северо-Восточной хорды (СВХ). Они уже вызвали серьёзный скандал, связанный с вырубкой деревьев в парке Кусково, а теперь вот привели к новому. В нескольких метрах от забора Вешняковского кладбища и от расположенного на нём Храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках работает тяжёлая техника. Причём краны и бульдозеры настолько приблизились к культовому сооружению, что породили чудовищные слухи.

— Многие прихожане думают, что храм будут сносить, — рассказывает служительница Валентина. — Но, наверное, он останется на месте. Пока вблизи от нас постоянно трудятся строители, но это они готовятся к началу больших работ.

По первоначальному проекту, одобренному ещё в 2010 году, СВХ (другое название — Северная рокада) должна была пройти южнее на несколько десятков метров. Затем проект уточнили, но даже после этого восьмиполосная трасса (по четыре полосы в каждом направлении) отстояла от Храма более чем на 50 метров. А по закону это именно то расстояние, которое не требует специальных охранных режимов строительства. Однако уже к январю 2016, после новых уточнений, трасса перешагнула эту границу: в январе 2016 года департамент градостроительной политики сообщил, что расстояние от объекта культурного наследия до трассы теперь составляет 44,7 метров. Но нарушения закона не допущено:

«Институтом Мосинжпроект разработаны и утверждены в установленном порядке специальные технические условия (СТУ) на уменьшение расстояния от объекта культурного наследия до проезжей части магистральной улицы непрерывного движения до 44,7 м вместо 50 м. В качестве компенсирующих мероприятий предусмотрено: ограничение скорости движения транспортных средств, установка в районе прохождения магистрали вблизи храма грязе-шумозащитного экрана, сооружение виброзащитного экрана, установка дорожных знаков. Пешеходное движение предусмотрено по тротуарам, пешеходным дорожкам, в целях безопасности устраиваются наземные пешеходные переходы и реконструкция внеуличного пешеходного перехода от платформы Вешняки».

Впрочем, как выяснилось, специальные технические условия разработаны плохо. В среду в департаменте культурного наследия Москвы их обсуждали специалисты — и проект с треском провалился. Его отправили на доработку.

— Изначально в проекте строительства этой автотрассы вообще не было раздела об обеспечении сохранности памятника архитектуры, хотя это требует закон, — прокомментировал краевед и один из создателей движения «Архнадзор» Константин Михайлов, знакомый с результатами обсуждений. — А представленный документ вызвал у экспертов серьёзные замечания.

По словам экспертов, отсутствие утверждённых СТУ является «препятствием непреодолимой силы» — без них начинать стройку запрещено. Но их отсутствие не мешает проведению подготовительных работ.

Храм в Вешняках — действительно жемчужина московской истории. Он был построен по обету знаменитого боярина и государственного деятеля Фёдора Шереметьева в 1644 (по другим данным — в 1645) году. Строительство благословил Патриарх Московский и всея Руси Иосиф. Из двух ярусов верхний основной был освящен в честь Воскресения Христова, нижний — в честь Пресвятой Богородицы. А на колокольне был устроен часовой механизм, управлявший тремя циферблатами и колокольным звоном — самая передовая техника для того века. Достаточно сказать, что похожий механизм на Спасской башне Кремля был смонтирован всего двумя десятилетиями раньше — в 1625 году.

За столетия внешний вид храма менялся: он был кирпичным, бордовым, изумрудно-зеленым, темно- и светло-желтым, серо-голубым. к концу XIX века Храм стал белым с голубыми куполами — и остаётся таким до сих пор.

Перед Великой отечественной войной, 13 сентября 1940 года Храм был закрыт, и возродился вновь 25 января 1947 года.

Источник: Мослента

Взять в кольцо

На карте строительства хорды, размещённой на сайте Комплекса градостроительной политики Москвы, видно, что новая дорога пройдет недалеко от храма, замкнув архитектурную диковинку в кольцо автомобильных выхлопов и шума. С одной стороны — оживлённая улица Юности, с другой — улица Красный Казанец. СВХ обогнет с третьей, оставив между трассой и храмом — метры.

Напомним, что по заявлению Департамента градостроительной политики, расстояние между храмом и дорогой составит 44,7 метров запланированных. А вот судя по «Яндекс. Карты», на которых уже обозначена трасса СВХ, минимальное расстояние от магистрали до здания не превышает 20 метров.

Трасса будет близко, поэтому вдоль неё придется поставить шумозащитные экраны. Будут ширмы. Так церковь выключат из городского пейзажа, её нельзя будет увидеть со стороны хорды, которая пройдет впритык к территории к храму. Дорогу надо отодвигать!
Константин Михайлов
Краевед и один из создателей движения «Архнадзор»

Власти обещают поставить шумозащитные экраны. Один из активистов организации «Спаси Вешняки» Андрей Гнитиенко рассказал, что недавно технический заказчик проекта объяснил москвичам: СВХ закроют шумоизоляционные блоки. Кроме того, активистов уверили, что дорога рядом с храмом будет изготовлена по специальным технологиям, а скорость на ней знаками ограничат до 60 км/ч.

— Якобы таким образом на этой территории снизят шумовую, вибрационную и другие нагрузки, — с сомнением говорит Андрей Гнитиенко.

Источник: Мослента

Невидимые разрушители

Известно, что шумозащита от вибрационных воздействий не спасает. Эксперты уже несколько месяцев говорят о том, что колебания от постоянного движения по многополосной дороге будут негативно сказываться на храме. Почему именно на этом здании, а не на соседних — объяснила нам специалист по охране культурного наследия, профессор Московского архитектурного института Наталья Душкина.

У Храма выявлены специфические проблемы устойчивости фундамента. Он подвергнется колоссальной угрозе из-за вибрационного воздействия. Сейчас не проработаны даже все вопросы сохранения церкви. Нужно решительным образом уводить трассу от храма и Кусковского лесопарка. Это просто государственная задача.

Экспертов пугает и сама мысль о том, что сакральное для многих москвичей и исторически ценное место решено замкнуть в неостанавливающийся автомобильный поток. В этом случае получится круг автотрасс со специфическим движением воздуха, которое сконцентрирует внутри (то есть там, где расположен Храм) выхлопные газы. А восточный округ — и так один из самых загазованных в столице.

— Уровень загрязнённости в ВАО очень высок. Роза ветров такова, что именно здесь собирается и накапливается всё с запада. Например, много опасного диоксида азота, который оказывается в воздухе при выхлопах от транспорта, — утверждает руководитель проекта по решению экологический проблем «Росэко» Анна Нафиева.

Интересно, что первоначальный проект Северной рокады не предусматривал «асфальтового кольца» вокруг Храма — трасса должна была пройти гораздо южнее, по другую сторону путей Казанского направления Московской железной дороги. Как говорят специалисты, тот маршрут был несколько дороже, но зато позволял избежать множества согласований и юридических обременений, в том числе экологических. В частности, не требовалось вырубать деревья в Кусковском лесопарке, да и Храм бы Успения Богородицы не встал бы у неё на пути.

В какой момент трасса подвинулась — МОСЛЕНТЕ так и не удалось выяснить.