Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
27 октября 2016, источник: Капитал

Государство отберет у украинцев лишнее

Через полгода в Украине появится социальная инспекция, которая должна повысить качество проверок обоснованности предоставления соцпомощи. Порядка 550 инспекторов будут выяснять легитимность госвыплат. В других странах подобные институции эффективны, но подконтрольность социнспекторов Минсоцполитики делает инициативу бессмысленной.

Источник: Капитал

Минсоцполитики предлагает создать с 1 июля 2017 года социальную инспекцию — подразделение со штатом 550 человек, которое будет контролировать предоставление соцпомощи. Об этом говорится в проекте закона «Об обеспечении госконтроля в сфере социальной поддержки».

До сих пор социальные инспекторы занимались лишь назначением соцвыплат. «Принятие закона повысит статус социальных инспекторов и эффективность их деятельности за счет выполнения лишь контролирующих функций, выведения из-под подчинения руководителей местных органов социальной защиты населения, достаточного уровня финансового и материально-технического обеспечения», — говорится в документе.

В министерстве подсчитали, что в 2017 году понадобится 19,3 млн грн на оплату труда социальных инспекторов и 1,5 млн грн — на оплату командировок.

Впрочем, после принятия закона в госбюджет поступит от Всемирного банка $20 млн (520 млн грн), а за $6,4 млн Всемирный банк обеспечит социальных инспекторов компьютерами, офисным оборудованием, системами обучения инспекторов. «В дальнейшем предусмотрено, что сумма средств, которые вернутся в бюджет в результате эффективной работы социальной инспекции, будет больше сумм на ее содержание», — говорится в пояснительной записке.

Благими намерениями

В Минфине поддерживают идею создания социальной инспекции. Эта инициатива фактически должна стать продолжением начатой процедуры верификации получателей соцвыплат. По планам масштабной верификации, запущенной в марте, Минфин собирался сэкономить 5 млрд грн. Сравнивая базы данных (списки утраченных паспортов, умерших, получателей социальной помощи), Минфин выявил 1,2 млн случаев, по которым до конца года можно сэкономить 9 млрд грн. Однако министерство не может приостанавливать или отменять соцвыплаты, оно лишь передает информацию о нарушениях распорядителям, которые и принимают решения.

Минсоцполитики не спешит приостанавливать выплаты. «У меня сложилось стойкое впечатление, что Минсоцполитики не заинтересовано в справедливости таких выплат. Находятся и традиционные причины-отмазки: недостаточные полномочия, не предусмотрено положениями, не хватает средств, нет общих баз данных», — говорит представитель гражданской платформы «Новая страна» Тарас Козак.

Социальные инспекторы будут контролировать правильность и своевременность назначения социальной поддержки. Речь идет о проверке госпомощи малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам, субсидии и льготы по оплате ЖКХ (только в 2017 году на субсидии хотят направить 50,7 млрд грн). Инспекторы должны будут посещать получателей соцпомощи, чтобы определять степень их бедности и находить их дополнительные источники для существования, о которых получатели госпомощи не уведомили государство, но которые могут повлиять на размер или даже сам факт назначения помощи.

Поэтому Минфин предложил подчинить новую социальную инспекцию Кабмину, а не тому же органу, который назначает выплаты. «Положения законопроекта предусматривают конфликт интересов в реализации госполитики в сфере социальной поддержки, поскольку, исходя из международного опыта, органы, которые назначают и выплачивают помощь, и органы, которые контролируют целевое использование бюджетных средств, предупреждают и выявляют случаи нарушения законодательства, подотчетны и подконтрольны разным органам исполнительной власти», — говорится в правительственных материалах.

Тем не менее предложение Минфина не было принято. «Создание обособленного агентства контроля социальных расходов в форме центрального органа исполнительной власти потребует существенных расходов из госбюджета на его содержание, в частности, на аренду помещений, оплату коммунальных услуг, на увеличение штата за счет введения в штат кадровой и юридических служб, бухгалтерии и хозяйственного отдела, что повлечет за собой увеличение фонда оплаты труда», — считают авторы законопроекта из Минсоцполитики.

В поисках злоупотреблений

Мировая практика свидетельствует об эффективности таких инспекций. Представитель Всемирного банка Катерина Петрина на заседании парламентского комитета по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения сообщила, что в Великобритании аналогичный орган снизил долю некорректных выплат с 2% до 0,5%. «Нужно признать, что проблема фальшивых выплат и махинаций есть. Причем она больше, чем видно на поверхности. Не может уровень таких выплат в Украине быть ниже, чем в развитых странах. Очевидно, что нужен механизм контроля за назначением соцвыплат», — отмечает заместитель главы Стратегической группы советников при Кабинете министров Павел Кухта.

Но, по его мнению, законопроект в том виде, в котором его предложило Минсоцполитики, не имеет смысла. «В предложениях Минсоцполитики есть своя логика: на создание независимой структуры сейчас не выделено средств. Но в то же время контроль в ситуации, когда контролеры и контролируемые находятся в одной структуре, не может быть эффективным. Поэтому главный вопрос: как построить механизм верификации выплат? Я думаю, эта идея еще будет обсуждаться всеми участниками процесса», — говорит Павел Кухта.

«Институт социальной инспекции должен быть независимым. При Минсоцполитики уже работают социальные инспекторы: расходы на их содержание больше, чем сумма средств, которые они экономят. Такая ситуация мне кажется удивительной: в министерстве должны быть заинтересованы в том, чтобы платить большие суммы меньшему количеству человек. При этом создавать такой институт при Минфине тоже опасно: в таком случае есть риск, что никто ничего не получит», — намекает Тарас Козак на чрезмерную «экономность» Минфина.