Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
22 ноября 2016, источник: Ведомости

РЖД получит новогоднюю премию

Межведомственная рабочая группа по вопросам развития железнодорожного транспорта под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича 14 ноября поручила рассмотреть возможность проиндексировать тарифы РЖД дополнительно до 2% уже в декабре этого года.

Об этом говорится в протоколе заседания комиссии, состоявшегося 14 ноября. «Ведомости» ознакомились с документом, а его содержание подтвердили два участника заседания. Представитель Дворковича вчера вечером не ответила на вопрос, готовится ли постановление правительства об индексации тарифов РЖД.

Решение об индексации тарифов естественных монополий принимается раз в год.

Но о декабрьском повышении расценок на услуги РЖД ранее не объявлялось. Это будет премией за повышение эффективности работы компании.

Декабрьскую индексацию предложили советы потребителей, операторов и крупнейшие грузоотправители, следует из протокола.

Председатель совета потребителей Илья Южанов предлагал дополнительно проиндексировать тарифы РЖД лишь с 2017 г. и только при условии отмены тарифного коридора, позволяющего компании устанавливать скидки или надбавки к стоимости своих услуг.

Об этом рассказал «Ведомостям» один из участников заседания комиссии. По его словам, на декабрьской индексации настаивала сама РЖД. Представитель компании комментировать это не стал.

В конце октября состоялось совещание представителей РЖД и грузоотправителей, говорит сотрудник РЖД. К планируемой с нового года индексации железнодорожных тарифов на 4,5% они посчитали возможным добавить еще 2%. «Это не дополнительная нагрузка, а часть той прибыли, которую получили операторы и грузоотправители, сэкономив на скорости доставки грузов, которая существенно выросла за последнее время», — говорит собеседник «Ведомостей».

В конце октября совет потребителей при РЖД предлагал Дворковичу добавить дополнительно 1−2% к тарифам в качестве премии за повышение скорости движения грузов на 20% в 2014—2015 гг.

Такое предложение грузоотправителей стало альтернативой намерениям РЖД дополнительно проиндексировать в 2017 г. тарифы на перевозки дорогих грузов II и III тарифных классов на 2,2−4,2%, а на порожний пробег вагонов — на 2,75%.

Другие предложения РЖД — проиндексировать тариф за порожний пробег на 10% или продлить действие экспортной надбавки в размере 13,4%. В противном случае убыток РЖД в 2017 г. составит 142,4 млрд руб.

Такие меры делают непредсказуемой конечную стоимость транспортных расходов и могут увеличить транспортную составляющую в конечной стоимости продукции до 80%, жаловались грузоотправители на предложения РЖД Дворковичу («Ведомости» ознакомились с позицией совета потребителей, направленной Дворковичу). «Если тариф будет дополнительно проиндексирован на 2% уже в декабре, то рост стоимости перевозки угля к декабрю 2015 г. составит 43%», — подчеркивает человек, близкий к одной из компаний-грузоотправителей.

Если тарифы РЖД в декабре проиндексировать на 2%, дополнительные доходы компании в последнем месяце этого года превысят 2 млрд руб., подсчитал гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

В 2017 году дополнительные доходы компании в последнем месяце этого года превысят 2 млрд рублей, указывает эксперт. А запланированная индексация на 4,5% принесет компании еще 53 млрд рублей.

«Финансовым планом РЖД предусмотрен рост доходных ставок на 6,5%. Таким образом, предложенная конструкция всего лишь обеспечивает заложенный в бюджете рост», — объясняет генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.

Федеральная антимонопольная служба не поддерживает индексацию тарифов РЖД выше инфляции, говорит сотрудник антимонопольного ведомства. «Тариф в соответствии с прогнозом социально-экономического развития не должен вырасти более чем на 4%», — указывает он.

«Неожиданная декабрьская индексация тарифа не может быть учтена промышленными предприятиями в контрактах, поэтому фактически будет профинансирована из прибыли», — говорит Бурмистров.

Таким образом, дополнительные доходы компании в последнем месяце этого года превысят 2 млрд рублей, которая не позволяет грузовладельцам эффективно планировать бюджет, не только неожиданно повысится тарифная нагрузка, но и возрастет в целом неопределенность.

Промышленные предприятия вынуждены будут в планах на 2017 год индексировать логистические расходы со значительным запасом, рассуждает Бурмистров.

Тарифная нестабильность, рост вагонной составляющей и локальные дефициты парка приведут в 2017 г. к продолжению сокращения погрузки и перевозок и нивелируют усилия РЖД по привлечению грузов на железную дорогу.
Михаил Бурмистров
гендиректор «Infoline-аналитики»