Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
6 декабря 2016, источник: Ежедневник.by, (новости источника)

Большая дюжина: топ-12 проектов государственно-частного партнерства по-белорусски

Государственно-частное партнерство — эта формулировка в последние годы достаточно часто звучит применительно к одному из видов возможного взаимодействия государства и частного бизнеса.

Источник: Ежедневник.by

До доверительных отношений между властями и частным бизнесом, памятуя непростые и «темные времена», пока далеко. Но стороны, как свидетельствует новейшая история развития бизнеса в Беларуси, все-таки способны находить общие точки соприкосновения.

Насколько часто эта формулировка находит применение на практике? С этой целью мы выделили дюжину крупных проектов — шесть, в которых «нашли» друг друга белорусские власти и национальный бизнес, и шесть совместных бизнесов с участием государства и иностранных партнеров.

Государственно-частное партнерство — достаточно частое явление в одной из основополагающих отраслей экономики Беларуси — машиностроении. В отрасли реализуется несколько проектов, в которых коммуницируют государство и частные партнеры.

«Белтехэкспорт»

Один из старейших примеров успешного совместного бизнеса — спецэкспортер «Белтехэкспорт». В 1993 году его учредили Министерство обороны, Белорусское оптико-механическое объединение и частная компания «Сен-Ко». За «Сен-Ко» стояли белорусский бизнесмен Владимир Пефтиев и поляк с американским паспортом Весли Михальчик.

Частные партнеры государства весьма успешно организовали масштабную распродажу арсеналов советского Белорусского военного округа, а потом — услуг по модернизации этого вооружения. Благодаря их усилиям, в 1996 году Беларусь впервые попала в первую десятку экспортеров оружия в мире, опередив, например, такие страны как Испания, Израиль, Канада, Австралия, Швеция. В числе крупнейших покупателей оружия из Беларуси оказались Перу, Венгрия, Алжир, Судан, Эфиопия, Ангола. На «Белтехэкспорт» пришлась значительная доля от этих поставок.

В 2000-годы часть ресурсов, полученных от продажи оружия, совладельцы «Белтехэкспорта» реинвестировали в важнейшие с точки зрения государства коммерческие проекты. В их числе были первая сеть GSM (velcom), один из первых интернет-провайдеров «Деловая сеть» и др.

«Амкодор»

В 2001 году государство, контролируя свыше 15% акций в холдинге «Амкодор», одобряет покупку акций у трудового коллектива и формирование контрольного пакета у группы частных инвесторов в главе с непальцем Упендрой Махато и белорусом Александром Шакутиным. В настоящее время свыше 51% акций одного из крупнейших в СНГ производителей дорожной и специальной техники находится у компании «Интерсервис», подконтрольной Александру Шакутину и Николаю Воробью.

Ставка на частный бизнес — фактически создание частно-государственного альянса на «Амкодоре» — оправдывает себя. Новые акционеры задали импульс развитию холдинга, освоили (в том числе, при господдержке новые направления) и увеличили капитализацию государственной доли, которая по-прежнему составляет 15%.

«Юнисон»

Белорусский бизнесмен Алексей Ваганов в 1990-е дважды становится партнером государства в амбициозных проектах в автомобилестроительной отрасли.

В 1997 году его компания «Лада ОМС» выступает соучредителем первого белорусского завода по сборке легковых автомобилей в стране («Форд Юнион») и первого проекта с участием иностранного инвестора в производстве грузовой автотехники («МАЗ-МАН»).

В совместном предприятии, созданном при участии Ford Motor Company, американцы получат 51% акций, правительство Беларуси — 26%, структура Алексея Ваганова — 23%. В «МАЗ-МАН» МАЗ станет владельцем 51% акций, МАN Nutzfahrzeuge — 39%, а «Лада ОМС» — 10%.

Партнерство окажется не таким эффективным, как изначально планировали стороны. В 2000 году Ford Motor Company выйдет из проекта, а компания будет переименована в «Юнисон». Под этим брендом государство и Алексей Ваганов (на некоторое время их компанию разбавит Виталий Арбузов) попытаются реанимировать проект по сборке легковушек. В настоящее время интересы партнеров, похоже, стабилизировались на контрактной сборке автомобилей для GM и PSA Peugeot Citroën.

В «МАЗ-МАН» «Лада ОМС» уже не присутствует. Как и МАЗ с МАN.

БАТЭ

В начале 2000-х годов государство в счет погашения из бюджета накопленных долгов увеличивает свою долю в крупнейшем белорусском производителе автокомпонентов — борисовском БАТЭ. Управлять своим активом власти доверяют частному миноритарию, совладельцу фирмы «Сталкер» Анатолию Капскому.

В 2011 году именно БАТЭ под его руководством, а не более мощный «Автогидроусилитель», становится ядром для создания холдинга в подотрасли. В состав холдинга «Автокомпоненты», руководителем которого также становится Анатолий Капский, входят 11 заводов, включая БАТЭ, «Борисовский завод «Автогидроусилитель», гродненский «Белкард» и Борисовский завод агрегатов.

От экранов до опалубок

Несколько крупных проектов, в которых сошлись интересы государства и частного бизнеса, созданы в нескольких других отраслях. Мы выделим проекты в строительной отрасли и медиа-сегменте.

«Белзарубежстрой»

«Белзарубежстрой» — это компания, которая была создана в 2007 году для реализации инвестиционных проектов и поставок белорусской продукции на рынок стран Латинской Америки. Ее учредителями стали две частные структуры (эмиратская компания Alm Investments и «Трастбанк» Виктора Шевцова) и два государственных строительных треста — «Гомельпромстрой» и брестский «Стройтрест № 8».

«Белзарубежстрой» реализовала и реализует проекты в гражданском и промышленном строительстве в Венесуэле, Омане, Саудовской Аравии, Аргентине, Корее, ОАЭ, Германии, Австрии, Эквадоре. Также компания работает на внутреннем рынке. В 2015 году с участием австрийского партнера VST Building Technologies, «Белзарубежстрой» запустила в Кричеве новые производство цементно-стружечных плит.

«Второй национальный телеканал»

В 2002 году по указу президента был создан «Второй национальный телеканал» (бренд ОНТ).

Этот проект — редкий пример государственно-частного партнерства в медийной сфере. Владельцем контрольного пакета «Второго национального телеканала» является государство (Министерство информации — 51% и «Беларусбанк» — 29%), а 20% акций принадлежат частной телекомпании «Фабрика информационных технологий». «ФИТ» принадлежит Андрею Остроуху, который на начальной стадии формирования нового канала успел побыть генеральным директором ОНТ.

Высокотехнологическое партнерство

Партнерские проекты белорусского государства и иностранных инвесторов получили распространение в первую очередь в высокотехнологических областях. В конце 1990- начале 2000-х годов создавать первую сеть мобильной связи (velcom) белорусским властям помогали Владимир Пефтиев из «Белтехэкспорта» и Ид Самави — владелец швейцарской инвестиционной компании SB Telecom. В настоящее время реализуются несколько значимых проектов в телекоммуникационной отрасли.

«МТС»

В 2001 году, победив в международном тендера по отбору оператора второй сети GSM в Беларуси, на белорусский рынок вышла компании МТС российского миллиардера Владимира Евтушенкова.

Она стала и является совладельцем 49%-доли в компании «Мобильные ТелеСистемы», которая эксплуатирует мобильную сеть на территории Беларуси. Партнером россиянина на протяжении пятнадцати лет и владельцем контрольного пакета в совместном предприятии является государственная телекоммуникационная компания «Белтелеком».

BelCloud

В 2012 году владелец крупного российского транспортно-логистического холдинга «Н-Транс» Константин Николаев стал партнером Оперативно-аналитического центра при президенте Беларуси по реализации крупного инфраструктурного проекта.

Бизнесмен и его партнеры получили 49% в уставном капитале специально созданной компании «Белорусские облачные технологии» (becloud). Общий объем инвестиций в проект, целью которого является развитии новых телекоммуникационных систем (включая 4G-сеть), оценивается в 400 млн долларов.

«Капш Телематик Сервисиз»

С 1 июля 2013 года начала работу электронная система сбора платы за проезд BelToll. Ее владельцем является «Белавтострада», управляет работой BelToll компания «Капш Телематик Сервисиз» — дочка австрийского холдинга Kapsch TrafficCom.

Инвестиционный договор с Kapsch TrafficCom, которая контролируется Георгом, Кари Капш и членами их семьи, предполагает вложения австрийской стороны в создание сети платных дорог протяженностью 2743 километров в объеме 267 млн евро. Она возвращает их вместе с бонусами, занимаясь управлением системы BelToll.

Мозырский НПЗ

До 2001−2002 годов Мозырский НПЗ являлся примером партнерства на государственном уровне. С 1996 года его акционерами были белорусское правительство (42,757%) и компания «Славнефть» (42,581%). В свою очередь, российское и белорусское государство (у последнего — около 11%) контролировали «Славнефть».

В 2001—2002 году в Беларуси и России прошли приватизационные аукционы по продаже госдолей «Славнефти». Начинается новый этап партнерства по Мозырскому НПЗ — частно-государственный. В аукционах побеждают структуры Романа Абрамовича («Сибнефть») и Михаила Фридмана (ТНК-BP).

Однако сначала в 2005 году Роман Абрамович продаст свою долю «Газпром нефти», а в 2013 году Михаил Фридман — уступит пакет в «Славнефти» «Роснефти». Как итог: в настоящее время Мозырский НПЗ — снова пример партнерства на государственном уровне.

«Белвест»

В начале 2000-х годов немецкая компания Salamander объявляет о решении выйти из состава учредителей «Белвеста» и продать свой пакет в предприятии.

Пакет немцев в «Белвесте» (45%) предлагается потенциальным покупателям и в итоге его владельцем в 2003 году становится российская компания «Политекс» — крупный дилер «Белвеста», проработавший с белорусской фабрикой около десяти лет. Основным владельцем «Политекса» является Юрий Суманеев, который переезжает в Витебск из Москвы и возглавляет фабрику.

Гродненская табачная фабрика «Неман»

Табачная фабрика «Неман» в Гродно, несмотря на многочисленные предложения со стороны покупателей, осталась в руках государства. Но этот факт не помешал налаживанию выгодного сотрудничества с частным бизнесом, который вполне подходит под категорию государственно-частного партнерства.

Тренд задала в 2006 году британская BAT, инвестировавшая в модернизацию «Немана» и наладившая на фабрике контрактное производство сигарет сначала для внутреннего, потом для экспортных рынков. По такой же схеме сотрудничают с государственной фабрикой и другие известные мировые табачные бренды.