Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
9 октября 2017, источник: ТАСС, (новости источника)

Лекарства в супермаркетах: удобство или риск для здоровья населения

Эксперты рассказали ТАСС о преимуществах и угрозах инициативы по продаже лекарств в магазинах.

Источник: РИА "Новости"

Минпромторг России доработал законопроект о продаже безрецептурных лекарств в магазинах. Обновленная версия предлагает осуществлять их продажу без специальной лицензии на фармацевтическую деятельность, пишет «Коммерсант».

Эксперты говорят, что если законопроект о продаже таких лекарств в супермаркетах будет принят, то крупнейшие аптечные сети могут закрыть почти половину своих объектов. Эти аптеки находятся в непосредственной близости от продуктовых магазинов. Наиболее высок риск закрытия аптечных торговых точек в небольших городах.

Инициатива легализовать в России продажу лекарств в супермаркетах обсуждалась уже неоднократно. С одной стороны, есть успешный опыт других стран, с другой — риски, которые могут отразиться на здоровье населения. В августе 2017 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов поручил Минздраву вновь проработать вопрос о возможности реализации лекарств в магазинах. Опрошенные ТАСС эксперты оценили возможные последствия этой инициативы для потребителей и для бизнеса.

Вопрос о запуске продаж лекарств вне аптек обсуждается с 2008 года, однако за это время изменений в системе здравоохранения не произошло, напомнила исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьева. Профильные министерства — Минздрав и Минпромторг, а также Федеральная антимонопольная служба (ФАС) такое начинание поддерживают. Все они сходятся во мнении, что в супермаркетах должны продаваться только те лекарства, которые отпускаются без рецепта. Кроме того, в антимонопольной службе полагают, что «продажа лекарств в супермаркетах может стимулировать развитие конкуренции в этой отрасли и привести к снижению цен на отдельные медикаменты».

Замглавы Минздрава Сергей Краевой отметил и риски, которые несет в себе инициатива, а именно: недобросовестные продавцы, распространение контрафактных препаратов и отсутствие учета лекарств.

Нелли Игнатьева, представляющая аптечные сети, добавляет к этому списку еще и всплеск самолечения, дефицит рецептурных препаратов и рост цен.

Западные практики

В ряде европейских стран, например, в Германии, Венгрии и Великобритании, есть успешная практика продажи лекарств в супермаркетах.

Речь идет о небольшом ассортименте — это препараты от боли в горле, обезболивающие типа ибупрофена и парацетамола, антисептики, средства от отравлений, перечисляет директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов.

По его словам, в перечне лекарств, который Минздрав уже предлагал в 2014 году, были указаны примерно те же препараты, а также местные антигистаминные препараты (например, противозудные гели, в том числе от укусов насекомых) и местные противовирусные (например, для лечения герпеса).

Однако эксперт отмечает, что в странах, где торговля лекарствами в супермаркетах разрешена, мотивы такого решения вовсе не экономические.

«Это очень небольшой объем продаж. Дело в том, что там аптеки работают максимум до 17:00—18:00 часов в будние дни, а в выходные максимум до 13:00—14:00. В нашей стране ни одна вменяемая торговая точка себе подобный график позволить не может. В большинстве случаев аптеки в России работают до 20:00—21:00, недостатка в дежурных аптеках тоже нет», — подчеркнул Беспалов.

Ретейлеры идут в аптечный бизнес

Российские ретейлеры давно проявляют интерес к аптечному бизнесу. Например, в июле крупнейший по числу магазинов в России ретейлер «Магнит» открыл первые собственные аптеки в Краснодаре.

Х5 Retail Group также понимает преимущества этой стратегии, но работает, в отличие от «Магнита», совместно с фармацевтическим партнером «Марафон Фарма». Так, до 2020 года компании намерены открыть более 3,3 тыс. аптек в прикассовых зонах «Пятерочки», «Перекрестка» и «Карусели».

Если продажа лекарств в супермаркетах станет легальной, «Дикси» тоже изучит возможность продажи медикаментов на своих полках, об этом рассказали ТАСС в пресс-службе ретейлера.

Однако, по мнению эксперта из RNC Pharma, аптечному бизнесу стоит опасаться именно открытия ретейлерами собственных аптек.

Если исходить из перечня, подготовленного Минздравом в 2014 году, то годовой объем продаж таких препаратов сейчас не превышает 2−3% от объема розничного-коммерческого рынка, считает Николай Беспалов. «Плюс надо понимать, что даже если такое разрешение будет выдано и супермаркеты начнут продавать лекарства, на них переключатся далеко не все потребители — уровень доверия к аптеке намного выше, чем к обычным магазинам, — говорит Николай Беспалов. — Таким образом, в итоге аптеки по самым смелым подсчетам могут потерять 1−1,5% выручки, это примерно 12,3 млрд рублей. Для супермаркетов это сущие копейки. Оборот одного “Магнита” в 2016 году был больше 1 трлн рублей».

Однако, по мнению эксперта, если супермаркеты смогут продавать весь ассортимент безрецептурных лекарственных препаратов, а не только часть, это уже грозит резким сокращением рентабельности аптек и, вопреки ожиданиям, приведет не к уменьшению цен на рынке, а к их росту. Ведь выпадающие доходы аптека должна будет как-то компенсировать.

Фальсификат и самолечение

Фармацевтическое сообщество негативно высказывается по поводу разрешения продавать лекарства на полках супермаркетов. «При подобном подходе регуляторы не смогут обеспечить контроль за качеством и безопасностью лекарств, гарантировать отсутствие фальсификата на российском рынке», — отметил гендиректор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов.

Отношение фармрынка к инициативе очевидно: при обсуждении проекта на федеральном портале проектов нормативных правовых актов категорически против высказались представители и производства, и розничного сегмента, считает эксперт.

«Нет такой категории препаратов, которую, на наш взгляд, можно было бы передать в супермаркеты. Даже при покупке безрецептурных препаратов пациенту требуется консультация, рекомендация фармацевта», — уверен Филиппов.

С ним соглашается и управляющий директор Marathon Pharma Игорь Крылов. «Исключение из цепочки продаж лекарственных средств специалиста с высшим образованием — провизора, который контролирует процесс и может дать покупателю профессиональную рекомендацию, влечет существенные риски. Это вопрос безопасности», — отмечает Крылов.

В свою очередь исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей обратила внимание на то что, наша страна не готова перенять опыт стран, где некоторые лекарства продаются вне аптек, из-за безответственного самолечения.

«Во-первых, у нас в стране нет механизмов лекарственного страхования, во-вторых, у нас в обращении даже нет необходимых упаковок препаратов. Ведь вне аптек продаются неаптечные упаковки — это лекарства для снятия симптомов, в малых дозах и количестве в упаковке, чтобы дойти пациенту к врачу», — говорит Игнатьева.

Снижения цен не ждите

Появление лекарств в супермаркетах не приведет к снижению цен, отметили эксперты. По словам Нелли Игнатьевой, может произойти временное уменьшение цен только для того, чтобы «увести наших пациентов из аптек и привести их в супермаркеты», но пока нет «никаких оснований даже комментировать эту ситуацию».

Более того, цены на такие лекарства в аптеках могут даже вырасти в условиях конкуренции с магазинами, говорит эксперт. «Аптеки должны будут компенсировать ушедшие лекарственные препараты, в первую очередь чтобы выжить», — заявила Игнатьева.

Снижения цен на безрецептурные препараты ожидать не стоит, соглашается Александр Филиппов. «Стоит помнить, что в эту категорию входят не только супермаркеты вроде “Пятерочки” и “Магнита”. Значительная доля этой розницы представлена частными небольшими магазинами, не отличающимися большими объемами продаж. Соответственно, и цены на аптечный ассортимент там не могут быть ниже, чем в фармрознице», — пояснил он.

Поскольку условия входа в розницу для производителя жестче, чем в аптечную сеть, то производители вряд ли пойдут на понижение закупочных цен на препараты, отметил директор по внешним коммуникациям аптечной сети «36,6» Алексей Киселев-Романов. «С другой стороны, мы имеем фудретейл, который привык работать с более высокой маржой, чем аптека. Захотят ли торговые сети сильно опускать наценку — большой вопрос», — говорит он.

Критика позиции аптечного рынка

Активность аптечных сетей понятна — они вынуждены реагировать на подобные идеи, чтобы защитить свои рыночные интересы, считает источник ТАСС в финансово-экономическом блоке правительства.

«Действия аптечного рынка — это активное контрлоббирование на фоне заявлений Минпромторга. Ведь поручение изначально давалось, чтобы сделать элементарный набор лекарств (медицинские препараты первой помощи — прим. ТАСС) более доступным для наших граждан», — поясняет собеседник агентства.

По его словам, во многих европейских странах подобный опыт действует очень успешно, а к российским фармацевтическим компаниям и завышенным ценам на лекарства и так накопилось много вопросов.

Чиновник подчеркнул, что нужно стимулировать конкуренцию, повышать доступность лекарств и действовать, исходя из нужд потребителя, а не фармацевтического лобби.

Он также обратил внимание на то, что любое необоснованное повышение цен может стать предметом разбирательств ФАС с последующими выводами.