Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
6 января, источник: АиФ Нижний Новгород, (новости источника)

​Ворота на Волге откроют? В Нижнем Новгороде хотят построить новый порт

Место, где расположат будущий порт, — один из важных вопросов, который предстоит решить. Если за проект всё-таки возьмутся.

В 2017 году речному порту в Нижнем Новгороде исполнилось бы 85 лет. Но территория «Водных ворот» заброшена… Стрелка стала площадкой для жарких споров архитекторов, а не местом для активной торговли. А идею всё же возродить порт в столице Приволжья подали китайские инвесторы. Удастся ли возродить торговые ворота Нижнего Новгорода? И почему Стрелка была для порта не лучшим местом?

«Волги» по реке.

Горьковский грузовой порт создали по приказу Народного комиссариата водного транспорта № 94 от 7 марта 1932 года. Порт вырос на базе разрозненных неблагоустроенных причалов на берегах Оки и Волги в районах Стрелки, Молитовки и Нижневолжской набережной. Ещё с XIX века на Стрелке находились сибирские причалы, где работали частные компании. Речные перевозки по Волге резко активизировались, когда в Нижний Новгород перевели Макарьевскую ярмарку. Причалы были привязаны к растущей Нижегородской ярмарке.

В 1930-е годы на Стрелке построили первый на Волге благоустроенный причал с вертикальной набережной из бетонного монолита. Более того, причал стал одним из самых крупных по всей реке. Сейчас уже сложно представить, что известные горьковские легковые авто переправляли по воде.

Когда-то в порту шумела жизнь, летали краны. Но уже в 1990-е годы объёмы грузоперевозок резко сократились. Не последнюю роль здесь сыграло расположение порта, ведь географический центр города — не самое лучшее место для грузового причала, считают специалисты. Такой крупный объект не был обеспечен транспортной инфраструктурой.

Куда переедет порт?

Сегодня бывший порт на Стрелке заброшен, он представляет собой строительную площадку, где продолжают сносить здания. На месте старого грузового порта хотели построить деловой центр «Стрелка-Сити». Затем, когда начали возводить стадион к ЧМ-2018, прилегающую территорию решили отдать под парк. Как раз вокруг сноса старинных пакгаузов и дальнейшего назначения территории разгорелись споры специалистов, общественников и неравнодушных нижегородцев.

«Решение создать порт именно на Стрелке изначально было ошибкой, — считает заслуженный архитектор России, бывший главный архитектор института “НижегородгражданНИИпроект” Юрий Карцев. — Этот шаг в советское время диктовала экономика. Стрелка — значимое место, которое хорошо просматривается и во время движения по Волге и Оке, и с нагорной части Нижнего Новгорода. И сейчас с точки зрения хозяйственной деятельности порт абсолютно точно изжил себя, поэтому во всех утверждённых градостроительных проектах и генпланах предусмотрен вынос порта в сторону Балахны».

Швартовка инвестиций.

В начале ноября в Нижнем побывали гости из Поднебесной. Частная инвестиционная компания Winning fund management Сo в России участвует в проекте строительства скоростной железной дороги Москва — Казань. В Нижегородской области зарубежных инвесторов интересовал авиализинг, а также лизинг промышленного оборудования и транспорта. Областные власти и китайские гости договорились создать в регионе многопрофильную международную лизинговую компанию, которая будет помогать нижегородскому бизнесу.

Но это ещё не всё. Китайские инвесторы замахнулись на большой проект: а не построить ли в Нижнем, на Волге, речной порт?

Строительство нового порта обсуждали ещё в 2008-м, когда разрабатывали фантастический проект Globe Town — мегаполис в Борской пойме. Предполагалось участие иностранного капитала.

На этот раз китайские инвесторы сами предложили нижегородским властям рассмотреть возможность строительства нового речного порта в (пока речь идёт только о намерениях).

Представители китайской стороны консультировались у нижегородских экспертов в Волжском госуниверситете водного транспорта. По мнению местных специалистов-речников, прежде чем замахнуться на такой проект, нужно тщательно проработать вопрос — российский бизнес не заинтересован в речных перевозках. Это связано прежде всего с неразвитостью речной инфраструктуры.

По словам и.о. министра промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Максима Черкасова, предложение китайских инвесторов проанализируют, взяв за основу нижегородские научные исследования по теме.

«Пока говорить об окончательном решении преждевременно. Для детальной проработки возможностей сотрудничества создана рабочая группа», — сообщили «АиФ-НН» в региональном министерстве.

Место, где расположат будущий порт, — один из важных вопросов, который предстоит решить. Если за проект всё-таки возьмутся.

Гавань или «сухой порт»?

Пока к идее, выдвинутой китайскими инвесторами, немало вопросов. Ясно одно — если и строить новый порт, то за пределами областного центра.

«Китайские инвесторы прямо спросили, нужен ли новый порт городу. Им очень хотелось услышать положительный ответ. Если детально прорабатывать вопрос и определять роли в управлении будущим проектом, сроки, статус, его назначение, то вопросов пока больше, чем ответов, — считает доцент кафедры управления транспортом ВГУВТ, член Экспертного совета при Федеральном агентстве морского и речного транспорта Александр Лисин. — Теоретически разместить новый порт можно в трёх точках Нижегородской области. Он должен находиться за чертой города, но недалеко, при этом надо ориентироваться на узловые железнодорожные станции с грузовыми дворами, сортировочными узлами. Для этого подошли бы территории на правом берегу Волги и на левом берегу Оки (в районе Балахны, Кстова, Дзержинска)».

По словам эксперта, самый важный и сложный вопрос — статус будущего порта. Так уж сложилось в постсоветское время, что речная логистика — забота отдельных частных промышленных предприятий. Поэтому модернизация существующих причалов стала частной инициативой для развития производств. Решать локальные производственные задачи невозможно строительством нового порта — бизнес уже организовал свою логистику.

«У нас какой причал ни возьми — он уже чей-то. В рамках конкретного бизнеса дело идёт, но роль государства и его финансирования надо усилить, она должна выглядеть более внятно, — считает Лисин. — Самым каверзным вопросом китайцев, на который мы не знали ответа, был такой: почему государство не строит речную инфраструктуру, как это принято во всём мире? Интеграционные процессы в Евразии облекают в форму межправительственных соглашений.

Есть два международных проекта, которые в будущем повлияют на развитие региона. Первый — высокоскоростная железнодорожная магистраль «Москва — Пекин» и второй — документ ESCATO об интеграции России в Азиатские транспортные коридоры в системе «сухих портов». Нижний Новгород в этих документах имеет свои точки роста. Международный аэропорт «Стригино» станет частью скоростной магистрали, проектируемой под перевозки грузов. Логистический центр «Доскино» Горьковской железной дороги указан как «сухой порт» для консолидации импортно-экспортных товаров.

Внимание бурно развивающегося Китая к роли Нижнего Новгорода в структуре международных транспортных потоков нам однозначно льстит. Пора начинать мечтать, чтобы потом из этого что-то получилось. У нас появился предмет для размышлений.