Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
2 апреля, источник: Газета Коммерсантъ, (новости источника)

За детские товары берутся по-взрослому

В правительстве проработают требования к зарубежным онлайн-магазинам.

Источник: Фотоархив ИД «Коммерсантъ»

Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил Минэкономики и Федеральной таможенной службе (ФТС) представить предложения, как не допустить на российский рынок опасные для жизни и здоровья потребителей товары. Речь идет в первую очередь о детских товарах из иностранных интернет-магазинов. Это может привести к сворачиванию рынка объемом 50−80 млрд руб. в год, считают эксперты.

Как выяснил «Ъ», 19 марта Игорь Шувалов провел совещание с представителями госорганов и интернет-компаний по вопросам развития интернет-отрасли. По итогам господин Шувалов поручил Минэкономики вместе с ФТС «проработать и представить в правительство предложения о применении законодательства в сфере защиты прав потребителя» к товарам из интернет-магазинов.

Цель — «недопущение поступления в продажу опасных для жизни, здоровья потребителя и окружающей среды товаров», следует из протокола совещания (есть у «Ъ»). Собеседник «Ъ», знакомый с ходом совещания, уточнил, что речь идет прежде всего о детских товарах.

Представитель Игоря Шувалова подтвердил «Ъ» факт проведения совещания и уточнил, что срок исполнения поручения составляет один месяц. «Предложение будет детально проработано, пока давать оценку преждевременно», — сообщили в Минэкономики. В ФТС на запрос не ответили.

ФТС прорабатывает обязательные условия для отправителей товаров, объясняет выступивший на совещании с докладом глава Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров: «Их поставят перед необходимостью указывать код, который соответствует классификатору товаров, используемых на территории Евразийского экономического союза. Это первый шаг, который позволит идентифицировать содержимое».

Второй шаг: обязанность продавца информировать о наличии сертификата безопасности для отправлений, которые содержат предметы, предназначенные для использования детьми.

«При отсутствии необходимых сертификатов страны происхождения эти меры позволят приостанавливать отправления и возвращать их», — отметил господин Федоров. В АКИТ полагают, что инициатива может быть реализована до конца года, а отдельные шаги — уже к лету.

Сейчас почти все детские товары в России подлежат обязательной сертификации, но к товарам, поступающим из-за рубежа в рамках трансграничной торговли, требования не предъявляются, следует из разработанной АКИТ концепции противодействия незаконному обороту товаров для детей на рынке ЕАЭС, реализуемых с использованием интернета (копия есть у «Ъ»). 90% таких товаров приходят из Китая и зачастую не сертифицированы даже у себя в стране, указывают в АКИТ.

Трансграничный сегмент во многом обеспечивает рост всей онлайн-торговли в России. По итогам 2017 года доля зарубежных товаров в обороте интернет-ритейла могла вырасти с 33% годом ранее до 37%, или 410 млрд руб., прогнозировали ранее в АКИТ. На продукцию для детей приходится около 20% товаров интернет-торговли из-за рубежа, правда, большая их часть не из Китая, а из Европы, и с ними вопрос качества не стоит так остро, оценивал ранее «Ъ» глава управления международных перевозок DPD в России Евгений Привалов. В АКИТ долю детских товаров оценивают в 12%. Таким образом, объем этого рынка по итогам 2017 года мог составить 49−82 млрд руб.

Предлагаемые меры могут повлечь за собой полный запрет трансграничной торговли детскими товарами, не исключает сооснователь Data Insight Федор Вирин:

Если продавец должен будет предоставить копию свидетельства регистрации товарного наименования, то очень многие просто не станут это делать. Помимо того что это лишние хлопоты, это дорого. С точки зрения потребителя, наверное, это правильно, потому что какие-то товары, произведенные в Китае, могут быть сделаны из материалов, не слишком полезных для здоровья.

Продавцы на eBay из США или Европы, столкнувшись с такими требованиями, с высокой долей вероятности станут игнорировать российский рынок, считает господин Вирин. «В Китае же огромное количество мелких производителей и продавцов, для них эти требования станут ударом, несмотря на то что российский рынок для того же AliExpress очень важен», — заключает он.

В «Яндекс. Маркете» и Mail.ru Group, развивающей интернет-магазин китайских товаров Pandao, отказались от комментариев. Представитель AliExpress заявил «Ъ», что в компании постоянно отслеживают ассортимент на соответствие стандартам тех стран, в которых присутствует площадка. Там рассчитывают, что «решение, каким бы оно ни было, примет во внимание интересы миллионов российских покупателей».

Роман Рожков, Владислав Новый