Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Руководитель постоянного представительства Челябинской области в Москве Александр Шепилов напомнил, что в конце прошлого года в правительство РФ была подана частная концессионная инициатива. Результатом стало предложение заключить концессионное соглашение, но на иных условиях. До конца сентября планируется завершить обсуждение инициативы, и выйти на условия концессионного соглашения.

Презентовал проект на круглом столе Сергей Бревнов. Он рассказал, что изначально основными целями проекта были решение транспортных проблем и коннурбация с Екатеринбургом. Однако в дальнейшем было принято решение о проведении в Челябинске саммитов ШОС и БРИКС, в рамках подготовки к которым в городе будет создано инфраструктурное наследие, которое в дальнейшем можно использовать при проведении ЭКСПО-2025 в Екатеринбурге.

При расстоянии в 200 км после запуска ВСМ время в пути между городами составит 1 час 10 минут. Чтобы преодолеть такое расстояние скоростной поезд должен развивать максимальную скорость в 297 км/ч, однако в настоящий момент в России существует только одна магистраль «Москва — Санкт-Петербург», где скорость движения ниже. В России нет инфраструктуры для строительства ВСМ, а промышленникам необходимо осваивать новые технологии для реализации проекта.

Изначально рассматривалось восемь трассировок ВСМ. Как отметил Бревнов, инфраструктура для ВСМ дорогая, поэтому трассировка должна была быть прямой, максимально короткой и обходить особо охраняемые территории. Выбранный вариант соединяет два вокзала и два аэропорта. От челябинского вокзала поезд будет следовать до аэропорта Баландино, по прямой до аэропорта Кольцово и затем на станцию «Екатеринбург пассажирский». Ещё две остановки будут у ускоренных поездов, которые будут развивать скорость до 200 км/ч — это Снежинск и Сысерть.

При этом, как отметил Бревнов, около ЗАТО Снежинск правительство Челябинской области планирует создать проект комплексной застройки и освоения территории. В настоящий момент трассировка утверждена на уровне регионов и в предложении частной концессионной инициативе. При разработке проектной документации она может не много поменяться.

Ожидается, что пассажиропоток будет составлять около 4 млн пассажиров в год, а если Екатеринбург будет принимать ЭКСПО, то прибавится еще более 3 млн пассажиров.

Проектирование ВСМ будет проходить в 2019—2020 годах, до 2024 года планируется завершить строительство, а с 2025 года запустить ВСМ в эксплуатацию. Стоимость проекта Бревнов называть не стал и предложил дождаться технологического и ценового аудита. Возврат инвестиций планируется из двух источников: от перевозки пассажиров и грузов, и ежегодные платежи из бюджета.

«Концессионер построит и получит ее в пользование, но принадлежать она будет государству», — говорит он.

Проект предлагается реализовать по следующей схеме: 50% — грант государства, остальные в долях — деньги концессионера, инвестора и заемные ресурсы. В настоящий момент хозяйственное партнёрство ведёт переговоры с азиатскими и европейскими компаниями, но называть их Бревнов не стал.

Об экономических эффектах от реализации проекта ВСМ рассказал вице-президент ЦЦЭ Павел Чистяков. По его словам, будет две группы эффектов. Это эффекты инвестиционного спроса и агломерационные эффекты. Максимизировать эффекты инвестиционного спроса можно, если локализовать производства в двух регионах. Таким образом, по его словам, на 1 рубль страна получит 1,47 рублей выручки и 0,23 налогов.

Планируется, что 80% необходимых материалов для строительства ВСМ будет поставлено российскими предприятиями. Приоритет отдадут региональным производствам. В частности, предприятия могут поставить рельсы и щебень. Кроме того, идут консультации с «Уральскими локомотивами» о локализации производства подвижного состава. Для ВСМ необходимо пять скоростных поездов и четыре ускоренных.
Но самый большой эффект будет получен, по мнению Чистякова, от агломерационных процессов. При этом самый большой агломерационный эффект получат Сысерть и Снежинск.

Эксперты опасаются, что высокая стоимость билета на ВСМ приведет к снижению планируемого пассажиропотока. Люди не захотят пересаживаться с автобуса и личного авто. По словам Сергея Бревнова, цена билета будет конкурентоспособна с билетом на автобус. В настоящий момент пассажиропоток между двумя городами составляет 6 млн человек в год. Инициаторы проекта рассчитывают, что около 30% пассажиров, которые передвигаются на автомобиле, удастся переключить на ВСМ.