Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
31 мая, источник: UzReport.news

Должникам ограничили права на совершение сделок и получение услуг

Обнародован перечень сделок и услуг, совершение или получение которых отныне будет невозможно при наличии долгов за электроэнергию, природный газ, водоснабжение и водоотведение, а также задолженности по исполнительным документам имущественного характера.

Источник: Reuters

В соответствии с постановлением Кабинета Министров от 21 мая 2018 года № 379 проверять «платежный статус» заявителя будут государственные органы и организации, оформляющие сделки или оказывающие услуги, в онлайн-режиме через единую базу данных Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре.

Поскольку от потребителя при этом не потребуется представления «справок», мера не должна повлиять на сроки совершения сделок и получения услуг. Однако здесь есть одно важное «но»…

Если сам факт проверки и взыскания долгов, как таковой, вопросов не вызывает, то в отношении спорных задолженностей в базах данных поставщиков коммунальных услуг, формирующих своими сведениями единую базу Бюро, некоторые сомнения все же есть. До настоящего времени снабжающие организации неоднократно уличались в попытках распределять свои коммерческие потери по счетам клиентов. Теперь же подобная практика: а) может влиять на время совершения сделки; б) в случае с таможенным оформлением товаров или получением лицензии — повлечет за собой ущерб в виде неполученной выгоды в связи с задержками; в) породит коррупционные риски.

На вопросы редакции согласился ответить начальник отдела правового обеспечения и международно-правовых отношений Бюро принудительного исполнения Насим БУРХАНОВ:

— Будет ли отслеживаться ситуация со спорными задолженностями при формировании единой базы данных по коммунальным платежам?

— На Бюро принудительного исполнения возложена задача вести достоверный учет задолженностей по электроэнергии, природному газу и водным ресурсам. Для этого в течение последнего года мы проводили инвентаризацию всех потребителей — их потребления, платежей и задолженности. Да, действительно, установлены случаи, когда организации-поставщики природного газа и электроэнергии начисляли своим потребителям нереальную задолженность. И по этим фактам мы уже привлекли к ответственности, в том числе, — уголовной, десятки руководителей и работников этих структур. Подобные нарушения со стороны поставщиков коммунальных услуг постепенно уменьшаются именно благодаря этим мерам.

В настоящее время единая база формируется нами на основании информации организаций-поставщиков. Но по каждому факту обнаружения нереальной задолженности мы и впредь будем разбираться, выявлять причины и виновных лиц, привлекать их к ответственности.

Также мы понимаем, что при текущем порядке формирования базы исключить подобные ситуации невозможно, поэтому уже давно работаем над тем, чтобы всех потребителей по республике охватить автоматизированной электронной системой учета электроэнергии и природного газа.

Например, Бектемирский район г. Ташкента уже полностью ею охвачен, и по учету электроэнергии там подобных проблем нет. Автоматизированный учет ведется в онлайн режиме, человек сам может видеть и контролировать состояние своего счета. И вся система потребления работает в режиме предоплаты. Частично этот механизм также реализован в Мирзо-Улугбекском, Якассарайском, Юнусабадском и других районах Ташкента. И постепенно он будет внедрен в других районах тоже. Я думаю, за 3−5 лет мы полностью охватим ею республику, и проблема спорной задолженности автоматически сама по себе исчезнет. Прозрачность исключает возможность махинаций, а режим предоплаты — возможность образования задолженности как таковой.

Что касается коррупционной составляющей, — мы специально сделали так, чтобы проверка счетов осуществлялась в онлайн-режиме. Наш центр внедрения ICT разработал программный комплекс, через который обобщается вся информация по электроэнергии, природному газу, водоснабжению и по исполнительным документам. Все это объединяется в единую базу, и любое лицо, оказывающее государственные или финансово-кредитные услуги, может с помощью определенных средств аутентификации проверить состояние клиентского счета.

Также база позволяет в онлайн-режиме распечатывать выписку с абонентского счета с указанием даты и времени. Для предупреждения фактов фальсификации на каждой выписке проставляется уникальный QR-код. Каждый случай запроса и получения выписки в электронном виде протоколируется в базе, — это тоже одна из мер предупреждения махинаций и коррупционных рисков.

— В списке сделок и услуг присутствуют таможенные операции, в которых зачастую принимают участие третьи лица — таможенные брокеры. Вы будете проверять задолженность у всех участников процесса?

— Таможенных брокеров это не коснется, только — лиц, на чье имя поступил товар или от чьего имени он отправляется из Узбекистана. Но при этом, когда брокер будет получать свою лицензию, его тоже проверят на наличие долгов.

— В отношении аффилированных лиц — будут ли на момент совершения операции вместе с головной организацией проверяться и ее дочерние структуры?

— Если у головной организации есть аффилированные с ней лица — дочерние компании или филиалы со статусом отдельного юрлица, самостоятельно оплачивающие свои счета за коммунальные услуги, они тоже будут проверяться на предмет наличия задолженности.

По задолженности физических лиц проверке подлежат все совершеннолетние лица, прописанные на данной жилплощади.

— Вам дано право внедрять упрощенные методы погашения задолженности. Можете пояснить подробнее, пожалуйста?

— Не все потребители становятся должниками с умыслом уклониться от уплаты. Для многих людей определяющий фактор в этом вопросе — время. Работа не всегда позволяет попасть в банк, пока он еще не закрылся, там еще нужно отстоять очередь в кассу и т. п. Мы считаем, что поставщики коммунальных услуг должны цивилизованно строить свои отношения с потребителями и расширять возможности оплаты за услуги. В том числе — через современные ICT (USSD-коды, своевременное информирование потребителей о задолженности через смс-сообщение и т. п.). Цель — создать потребителю незатратные по времени условия оплаты и возможность постоянно контролировать состояние своего счета.

— То есть, речь идет о добровольных методах погашения задолженности? Не о принудительном ее списании?

— Да, это касается отправки уведомлений о наличии задолженности компанией-поставщиком и ее погашения самим потребителем через мобильные приложения.