Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
9 марта 2010, источник: Вести.Ru

Торговые сети придумали, как обойти ограничения по бонусам

Бонус — в обход закона. Ведущие торговые сети довольно быстро нашли выход из ограничительных рамок бонусов нового закона о торговле. Напомним, что пределом вознаграждения сети от поставщиков с февраля установлены 10% стоимости партии товара. Сегодня же владельцы сетей вновь возвращаются на прежние уровни бонусов в 30, а то и 50%. О новых методиках расчетов в ритейле рассказывает обозреватель радио «Вести ФМ» Сергей Артемов.

Артемов: Практика бонусов в розничной торговле нашей страны существует более 10 лет. Изобретение бонусов — не российская диковинка, но, как и большинство других западных технологий, на нашей почве проросло нездоровыми плодами, считает партнер компании Retail Training Group Елена Комкова:

Комкова: В Европе вообще прямых поставок практически нет, там все идет через дистрибьюторские центры… у нас у кого-то есть дистрибьюторский центр, у кого-то нет… Большая часть товаров идет напрямую, у нас изначально система более сложная и запутанная…

Артемов: Изначально введенные сетями, бонусы полюбились и поставщикам: они знали, что их товар будет принят, они знали, на какую сумму от сдачи этого товара могут рассчитывать, да и дисциплина поставок укреплялась — если ты оплатил магазинам за свой товар, будь любезен его разместить, иначе на пустую полку встанет другой производитель. В итоге все вылилось в соревнование этих самых бонусов и повышение цен, ведь растущие комиссионные поставщики возвращали себе через увеличенные отпускные цены. В итоге мелкие поставщики, как полагает большинство аналитиков, и стали той лоббистской группой, которая отстояла в новом законе о торговле предел бонусов в 10%. Они просто не могли, по своим финансовым возможностям, платить сетям больше. Проиграли же, прежде всего, небольшие сети, говорит Елена Комкова, ведь гиганты ритейла за счет объемов поставок смогли устроить себе подходящие отпускные цены. А в маленьких магазинах, чтобы выжить, осталось снижать наценки.

Комкова: Если ты снижаешь наценку, то затраты остаются прежними — аренда одинакова, зарплата одинаковая, налоги одинаковые. Чем меньше сеть делает наценку, тем больше она хочет получать в виде бонусов.

Артемов: Крупные сети также не намерены отказываться от прежних бонусов. Они давно и основательно, по оценке партнера компании Retail Training Group Елены Комковой, заложены в их финансовую модель:

Комкова: Те цифры, которые звучат — это 50 на 50. 50 процентов сеть получает через валовую прибыль, наценку после продажи, а 50 — от всякого рода доходов в некоторых случаях больше.

Артемов: Для сохранения прибыли сетевики, как правило, заставляют поставщиков и производителей снижать закупочные цены. В балансе остаются чистые 30-40% «дозаконных» бонусов. При этом юридически все корректно. Еще корректнее — так называемые договоры на оказание рекламно-маркетинговых услуг — сетевикам надо рекламировать товары от поставщиков, размещать их на новых полках, улучшать качество сервиса. За все это платит поставщик. Причем — добровольно. Таким щедрым клиентам, разумеется, гарантированы торговые площади под их товары. И сети сохраняют свои доходы. Получается, что каждая сторона осталась при своих деньгах. Остался неизменным и прайс-лист. Благой почин составителей закона — сделать так, чтобы цены снизились, не выдержал реалий торговой машины. Под флагом заботы о покупателях — дескать, сети делают все, лишь бы эти самые цены не повысились. Об эффективности торговли — втором постулате закона — никто уже и не вспоминает.