Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
18 марта 2010, источник: РИА Новости

Запрет БАД в магазинах не спасет россиян от мошенников — эксперты

МОСКВА, 18 мар — РИА Новости, Татьяна Виноградова. Запрет на продажи биологически активных добавок к пище (БАД) в розничных сетях России приведет к росту случаев мошенничества на этом рынке, считают производители БАД. Вместо этого они предлагают разработать единые стандарты рекламы БАД и повысить ответственность СМИ за рекламу, чтобы упорядочить оборот и сделать более цивилизованными продажи биодобавок в стране. Соответствующую резолюцию подписали в четверг участники круглого стола «Российский рынок БАД — проблемы и тенденции».

В конце 2009 года депутат фракции «Справедливая Россия» Антон Беляков внес в Госдуму законопроект, запрещающий продажу БАД вне аптек.

Документ обязывает продавцов аптек в обязательном порядке информировать покупателя о том, что БАД не обладает лечебными свойствами. В инструкции биодобавок следует указывать, что БАД применяется только с пищей и не может заменить и еду, и лекарства.

На одной полке

Всего в России зарегистрировано около 7 тысяч названий БАД, причем «рынок БАД постепенно вытесняет рынок лекарственных средств», сообщил замдиректора Института питания РАМН Минкаил Магомед Гаппаров.

«Последние 300-400 лет человек увлекался лекарствами, но современник тянется к естественным средствам. Никаких противоречий между производителями лекарств и БАД не должно быть. Они дополняют друг друга», — сказал Гаппаров.

Он подчеркнул, что биологически активные добавки к пище не лечат заболевания, а лишь позволяют снизить вероятность их возникновения.

Кандидат медицинских наук, ассистент кафедры клинической нутрициологии РУДН Елена Никитина считает, что меры, предлагаемые депутатами, «не станут препятствием для лиц, которые сегодня совершают обман доверчивых граждан».

«Для мошенников не составит труда изредка уплатить штраф размером 10-20 тысяч рублей при цене одной упаковки “чудо-таблеток” 50-60 тысяч», — считает Никитина. По ее словам, этот проект, прежде всего, ущемляет права законопослушных предпринимателей.

Исполнительный директор некоммерческого партнерства «Производителей БАД, лечебного и профилактического питания» (НПП БАД) Марина Пономарева заметила в свою очередь, что по сравнению с торговой сетью, аптечные учреждения предъявляют к реализуемым товарам более высокие требования качества и безопасности, и проводят строгий отбор таких препаратов. По ее словам, около 70% потребителей приобретает БАД в аптечных организациях, поскольку значительная часть россиян уверена, что товары для здоровья можно приобрести только в аптеках. В то же время, по данным Белякова, в 2008 году рынок БАД в России составил 11,5 миллиарда рублей, при этом на аптеки приходится не больше половины.

От дефицита общения — БАД

Внеаптечные продажи БАД выгодны мошенникам, которые обманывают доверчивых стариков и людей, страдающих неизлечимыми болезнями, выдавая биодобавки за «последнее слово медицины», считает Беляков. Сегодня все больше россиян становятся их жертвами. Так, по данным Белякова, одна компания распространяла по мошеннической схеме внеаптечных продаж баночку БАД при ее закупочной цене в 160 рублей — по 50-60 тысяч рублей.

Выступая на круглом столе, президент НПП БАД Татьяна Пилат заметила, что пожилые люди соглашаются на сделку с мошенниками потому, что им не хватает живого общения с родственниками.

«Они испытывают дефицит общения, и это вина детей — вот почему наши бабушки и дедушки попадают на эту удочку», — сказала Пилат. По ее словам, в США 90% населения употребляют БАД в пищу, в Японии — 80%, а в России всего 8%. При этом ежемесячно американцы тратят около 400 долларов на покупку БАД, европейцы и японцы — около 200 долларов. Россияне за счет низких цен на БАД отечественного производства тратят на их покупку 40 долларов в месяц.

Откровенные подделки

Противостоять фальсификату на рынке биодобавок помогут единые стандарты рекламы БАД, а также повышение ответственности СМИ за такую рекламу. По мнению участников рынка, это будут более действенные средства защиты от подделок, чем полный запрет рекламы добавок к пище, к которому склоняются некоторые депутаты Госдумы.

В соответствии с поправками в закон «О рекламе», которые были внесены на рассмотрение в Госдуму в октябре 2009 года, рекламировать БАД можно будет только в медицинских и фармацевтических изданиях и на специализированных выставках и конференциях.

«Отсутствие рекламы в СМИ повлечет за собой рост числа фальсификатов, поскольку производитель не будет иметь возможности донести до потребителя всю информацию о продукте, а главное — показать оригинальную упаковку. Воспользовавшись ситуацией, мошенники смогут под именем ведущих брендов запускать откровенные подделки и более того — опасные для здоровья потребителя средства», — считает Пономарева.

«Черный список»

Со стороны власти, депутат Беляков предлагает ввести уголовную ответственность за производство, хранение и сбыт фальсифицированных лекарственных средств и БАД, а также ужесточить наказание в случаях, если препараты повлекли смерть, — с 10 до 15 лет тюрьмы.

В качестве общественного противодействия мошенничеству в сфере обращения БАД, производители биодобавок одобрили создание специальной рабочей группы, которая будет проводить мониторинг СМИ на предмет недостоверной рекламы. Результаты этих наблюдений будут регулярно публиковаться в Интернете в виде списков компаний-мошенников. В рамках рабочей группы планируется также открыть «горячую линию» для населения по вопросам употребления БАД.

Текст резолюции, принятый участниками круглого стола, будет направлен в профильные комитеты Госдумы, Федеральную антимонопольную службу и Роспотребнадзор.