Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Арашуковы пожаловались на жизнь в СИЗО У сенатора от Карачаево-Черкесии Рауфа Арашукова накопилось немало претензий к московскому СИЗО

Глава департамента экономики администрации Ростова Светлана Камбулова привела такие данные: в 2010 году, когда южная столица подавала заявку на проведение ЧМ, в городе работали 83 гостиницы. К чемпионату в Ростове открылись несколько новых крупных отелей и множество хостелов. В настоящее время Ростов готов предложить гостям больше 4 000 номеров и принять одновременно до восьми тысяч человек.

Справка
Как Россия стала хозяйкой ЧМ-201827 мая 2015 года в Цюрихе по запросу США были арестованы по подозрению в коррупции высокопоставленные чиновники ФИФА. В вымогательстве, рэкете и отмывании денег обвиняют бывших и действующих чиновников ФИФА и руководителей пяти компаний, связанных с федерацией.

Однако отельеры констатируют: после чемпионата туристический поток схлынул, и гостиницы сейчас заполнены далеко не на 100 процентов. Как эмоционально выразилась хозяйка ростовского отеля, «все мы сейчас думаем, что предпринять, чтобы не рвать друг у друга гостя и не снижать цены до 1 800 рублей в сутки за номер с завтраком».

С этой проблемой столкнулись отельеры не только Ростова и области, но и других регионов, которым доводилось принимать крупные мероприятия. Как показал опыт Универсиады-2013, в Казани тоже ожидали резкого спада количества гостей после спортивного праздника. Но, к удивлению местных отельеров, в течение трех лет интерес к городу не только не угасал, но и стабильно рос. Если исходить из опыта Казани, то и у донского региона на развитие туристических направлений есть три года. За этот период необходимо понять, что делать, чтобы поддержать популярность города.

— Многие мои знакомые с удовольствием посещают Казань и возвращаются оттуда восторженные, а с Ростовом не так, — поделилась своими наблюдениями хозяйка небольшой гостиницы Людмила Милованова. — Гости оставляют доброжелательные отзывы, только если в клубе было круто или раки попались особенно вкусные. На туристическом рынке 90 процентов компаний занимаются выездным туризмом, а вот принимать гостей решаются не все — сетуют не только на низкую маржинальность этого бизнеса, но и на сложности, которые возникают при обслуживании клиентов. Ведь им приходится продавать не только «койкоместо», но и все достопримечательности региона — от билетов в театр до фестиваля «Донская лоза».

— Очередь из туристов, которые желают посетить Ростов, не выстраивается — это факт, — рассказала директор крупного туристического агентства Татьяна Нечепаева. — Когда мы решили не только отправлять земляков в поездки, но и принимать гостей, многие коллеги отнеслись к этому скептически. Мы и на самом деле столкнулись с массой проблем. Главное, нет хороших экскурсоводов. Например, испаноговорящего экскурсовода оказалось не так-то просто найти. Мы начали сотрудничать с вузами. К сожалению, и среди студентов не найти хороших специалистов. Я, как работодатель, вижу, что 99 процентов выпускников вузов профнепригодны, — говорит Нечепаева. — Нам пришлось потратить много времени на их обучение. В итоге решили объединить профессиональных экскурсоводов в ассоциацию. Сегодня она насчитывает 60 человек. Мы стараемся внушить, что экскурсия — это театр одного актера, надо уметь держать публику, быть психологом.

Кстати, в большинстве ростовских туристических компаний признают, что специалисты старой школы хорошо знают материал, но сегодня требуется не только это. Нужны экскурсии, которые позволят туристу получить эмоции, а не просто информацию. Многие туристы хотят собрать во время путешествия максимум впечатлений. Так, во время подготовки к ЧМ в местные компании очень часто приходили заявления на комплексное обслуживание.

Туристические компании ждут закон, который бы регулировал деятельность экскурсоводов, ведь по сути сегодня каждый может объявить, что он экскурсовод и водить группы. Иногда это приводит к казусам. Например, в Питере и Москве китайцы водят своих земляков на экскурсии и рассказывают им, что Исаакиевский собор и Мавзолей построили китайцы.

Что же касается утверждения, будто на Дону отсутствуют достопримечательности, это слишком пессимистический взгляд. В регионе происходит много интересного: джазовый фестиваль, кинофестиваль Bridge of Arts, единственные в России гонки на тракторах «Бизон-трек-шоу», экономические форумы. Однако отельеры настаивают на том, что городу не хватает какого-то «космического по привлекательности действа».

— Мы часто слышим от предпринимателей: дайте нам событийное мероприятие, и наши гостиницы будет заполнены на 100 процентов, — говорит начальник управления развития туризма и межрегиональных связей министерства экономического развития Ростовской области Инна Шинкина. — Но значительные мероприятия в регионе есть. Мы отлично «раскрутили» в Пухляковском этнографический фестиваль «Донская лоза», где представлены традиции виноградарства и виноделия. На хуторе собираются одновременно 30 тысяч человек! Есть еще Азовское осадное сидение, оборона Таганрога, Шолоховская весна в Вешенской: гостям есть из чего выбрать.

Но здесь тоже все не просто: люди, посетившие фестивали на хуторах и в станицах, жалуются на отсутствие туалетов, нехватку автостоянок и плохие дороги. Ростов же получил отличное наследство после ЧМ. Кстати, идей насчет «космического действа» очень много: одни предложили проводить в Ростове «Юморину», которая была когда-то в Одессе, другие задумали фестиваль «Левый берег». При этом очевидно: никто не принесет ростовчанам «космическое действо» на блюдечке с голубой каемочкой. Придется самим превращать город в столицу туризма на юге страны. Времени не так уж много, интерес к региону после ЧМ-2018 продержится три года. И теперь только от самих дончан зависит, насколько удачно получится распорядиться наследием мундиаля.