Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
22 марта 2010, источник: РИА Новости, (новости источника)

Российскую экономику в 2010 году снова спасет нефть

МОСКВА, 22 мар — РИА Новости. Минэкономразвития подтвердило неизменность курса на замедление инфляции и сообщило, что благодаря удорожанию нефти на мировых рынках может повысить прогноз роста ВВП РФ в 2010 году с нынешних 3,0-3,5%. Между тем, очищенные от сезонности ВВП и промпроизводство в феврале снизились к январю на 0,9 и 0,6% соответственно.

В министерстве это объясняют продолжающимся замедлением инвестиций, однако отмечают, что поводов для пессимизма пока нет — более достоверные цифры удастся получить не раньше апреля-мая.

Инфляция замедляется, торговля растет

Замминистра экономического развития Андрей Клепач в понедельник рассказал о состоянии дел в экономике РФ и сделал некоторые прогнозы на будущее. По его словам, инфляция в марте составит 0,6-0,8%. Для сравнения: в марте прошлого года инфляция в РФ достигала 1,3%.

Таким образом, этот показатель стабильно находится на относительно невысоких уровнях. Примерно такой сценарий ранее прогнозировали в ЦБ РФ — по оценке регулятора, рост инфляционных рисков возможен лишь во второй половине года.

Клепач сообщил, что пока официальный прогноз по инфляции на 2010 год остается на уровне 6,5-7,5%. Замедление налицо, но исключать факторы риска роста цен нельзя. Приток валюты, мировые цены на продовольствие, тарифы, в частности, ЖКХ, цены на электроэнергию при определенном стечении обстоятельств могут спровоцировать скачок инфляции, предупредил замминистра.

По мнению премьер-министра РФ Владимира Путина, в 2010 году рост цен составит 6,5-7,0% — об этом он заявил в понедельник в ходе встречи с финскими бизнесменами. Уровень инфляции в России пока остается очень высоким, вместе с тем, прошлогодний показатель в 8,8% стал самым низким с 1991 года, отметил он.

Довольно неплохо обстоят дела и с внешней торговлей: по оценке Клепача, сальдо внешнеторгового баланса России выросло в феврале почти в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 13,1 миллиарда долларов. В феврале 2009 года этот показатель составлял 5,2 миллиарда долларов. За год на фоне укрепления рубля, прежде всего к евро, ускорился импорт, сказал он.

Путин отметил, что положительное сальдо внешнеторгового баланса РФ в прошлом году составило 112 миллиардов долларов.

Промышленность падает

Говоря о положительных сдвигах в экономике, Клепач отметил и рост ВВП РФ в феврале на 3,9%, а всего с начала года — на 4,5%. По словам замминистра, в марте можно ожидать дальнейшего роста макроэкономических показателей.

Между тем, очищенные от сезонных факторов данные не столь радужны — ВВП в феврале снизился на 0,9% к январю, напомнил замминистра. В минусе оказались пищевая промышленность и обрабатывающие производства, в плюсе — производство транспортных средств. Причинами снижения Клепач назвал сокращение инвестиций в феврале по отношению к январю на 0,4% и спад розничной торговли на 1,0%.

Объемы промпроизводства с учетом сезонности в феврале также не порадовали — они сократились к январю на 0,6%. Впрочем, для более точной оценки следует подождать один-два месяца — в апреле-мае можно будет более качественно убрать сезонный фактор, и цифра станет более показательной, сказал Клепач.

То, что промышленность оказалась в минусе, — реалистичный, хоть и нерадостный результат, признал он. Ничего иного от первого квартала не ждали, более того, и во втором квартале существенного роста не ожидается, констатировал чиновник. «Если инвестиции в минусе, то это негативный импульс для промышленности и планов компаний», — пояснил он.

По данным Росстата, инвестиции в основной капитал в РФ в феврале 2010 года снизились на 7,4% по сравнению с февралем 2009 года, несмотря на эффект низкой базы. Правда, по сравнению с январем темпы падения замедлились. Согласно официальному прогнозу, инвестиции в российскую экономику в 2010 году должны вырасти на 2,9%.

Впрочем, на фоне мирового макроэкономического позитива Минэкономразвития вскоре улучшит прогноз роста ВВП в 2010 году, сообщил Клепач. Основой для прогнозов является цена на российскую нефть Urals в текущем году на уровне 70-76 долларов за баррель.

Нынешний официальный прогноз роста ВВП РФ в 2010 году — на 3,0-3,5% — рассчитывался исходя из цены на нефть 68-69 долларов за баррель. Если в марте будет рост экономики, то этот показатель может составить 4,0-4,5%, сказал Клепач. «Но это не значит, что мы в пересмотренном прогнозе поставим эти цифры», — добавил он, не назвав даты предполагаемой публикации нового прогноза.

«АвтоВаз» как фактор оживления

Одна из немногих отраслей российской промышленности, продемонстрировавшая оживление с начала года, — автопром. По данным Росстата, выпуск легковых автомобилей в РФ за январь-февраль вырос на 68% — до 104 тысяч штук.

Во многом это произошло благодаря поддержке со стороны властей — только флагман легкового автомобилестроения «АвтоВАЗ» в прошлом году получил виде госпомощи в общей сложности порядка 70 миллиардов рублей. Тогда из-за кризиса его продажи снизились на 44% по сравнению с 2008 годом.

По словам Клепача, профильные министерства одобрили стратегию развития предприятия до 2020 года. Согласно ранее обнародованному бизнес-плану «АвтоВАЗа», к концу этого периода ежегодное производство вырастет до 1,2 миллиона автомобилей в год, а объем инвестиций в рамках программы развития достигнет 3 миллиардов евро.

После официального одобрения его стратегии «АвтоВАЗ» может получить очередные 28 миллиардов рублей господдержки, обещанные ранее.

Еще одна мера поддержки отечественного автопрома — повышение с начала 2009 года таможенных ставок на импорт в Россию легковых автомобилей. Ставки на новые иномарки выросли до 30% с 25% от таможенной стоимости с пропорциональным повышением специфической ставки, исчисляемой в евро за 1 кубический сантиметр объема двигателя. Платежи за подержанные легковые машины увеличились почти в три раза.

В понедельник некоторые СМИ сообщили, что, министерство, выяснив, что высокие пошлины никак не влияют на рынок и к тому же чреваты застоем в отечественном автопроме, выступает за снижение тарифов на новые иномарки. Клепач, однако, разъяснил, что понижать пошлины на импорт новых иномарок Минэкономразвития не предлагает.