Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
31 марта 2010, источник: Вести.Ru, (новости источника)

В России создана первая исламская инвестиционная компания

Первая инвестиционная компания, работающая в соответствии с нормами ислама, создана в России. Крупнейшими участниками Татарстанской международной инвестиционной компании станут правительство республики и Исламский банк развития. Помимо них средства в капитал нового финансового института также вносят инвестиционные группы из Саудовской Аравии, Бахрейна, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта и Йемена. Какие проекты интересуют ближневосточных инвесторов, выяснял обозреватель радио «Вести ФМ» Леонид Гурьянов.

Одна из особенностей исламского финансирования состоит в том, что запрещаются инвестиции в целый ряд сфер. Это, например, производство алкоголя, свиноводство или игорный бизнес. Также Татарская международная инвестиционная компания не намерена вкладывать в нефтегазовый сектор. Не потому, что это не одобряется религией, а потому, что компания намерена поучаствовать в диверсификации российской экономики. Сферой приложения капитала станет реальный сектор, в том числе инновации, рассказывает директор Российского центра исламской экономики Линар Якупов.

«Большой плюс этой компании в том, что любой проект, любая технология, которая будет развиваться, будет выводиться автоматически на рынки 56 стран, входящих в организацию “Исламская конференция” и в Исламский банк развития. Компания будет служить каналом не только для того, чтобы привлекать в Россию инвестиции из этих стран, но также, чтобы работать с их рынками. Даже тот объём инвестиций в те проекты, которые сейчас планируется инициировать, будет исчисляться сотнями миллионов и даже миллиардов долларов. Задача поставлена, чтобы к июньскому Саммиту исламского бизнеса и финансов объявить о проработанных 5-10%», — рассказал Якупов.

Новый финансовый институт должен работать по принципу исламского инвестиционного банка — то есть не будет использовать кредитные средства в их традиционном понимании, выходить на рынки производных финансовых инструментов. А также будет делить с клиентами не только прибыли от инвестирования в тот или иной бизнес, но и убытки — по принципу долевого участия. Впоследствии и капитал института, и число его участников могут увеличиваться. Появление новых механизмов для вложений, безусловно, позитивно для индустрии в целом, тем более в стране, где около 20 миллионов человек исповедуют ислам, комментирует старший инвестиционный консультант компании «Финнам» Андрей Сапунов.

«Привлекательность таких инвестиций со стороны мусульманского сообщества будет в дальнейшем оправдана. Вторая выгода — это так называемое расширение сотрудничества среди мусульманских инвесторов с Востока на Запад. Наше инвестиционное лицо становится белее, прозрачнее в том плане, что мы — многоконфессиональная страна, которая предоставляет многоконфессиональные возможности для размещения денежных средств», — замечает Сапунов.

Впрочем, сейчас возможности для вложений в соответствии с нормами ислама доступны не только крупным игрокам. В России зарождается и соответствующая индустрия ПИФов. Здесь правила схожие — вложения допускаются лишь в капитал компаний, занимающихся подобающими с точки зрения шариата видами деятельности. Ещё один критерий — соотношение собственных и заёмных средств объекта для инвестиций, рассказывает финансовый советник компании «БрокерКредитСервис» Миляуша Андреева.

«Наша управляющая компания выбирает те компании, у которых заёмных денег меньше, чем 30%. Этот опыт перенят у арабских стран. Даже клиенты, которые не имеют никакого отношения к исламу, выбирают фонд “Халяль”, они говорят, что на самом деле получается, что в этот фонд входят те компании, которые хорошо стоят на ногах», – утверждает Андреева.

Недавно в России появилась и первая страховая компания, работающая по законам шариата. Очевидно, что исламскому финансовому сектору есть куда развиваться в России. Эксперты говорят, что во многом успешность этого процесса будет зависеть от информированности потенциальных клиентов, а значит, и от маркетинга участников рынка.