Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
12 апреля 2010, источник: Вести.Ru

Атомные объекты и авиазаводы Украина меняет на газ

Атомные объекты и авиазаводы — в обмен на снижение цен «Газпромом». Такое предложение, по сути, сделал украинский премьер Николай Азаров.

Власти Киева ищут любые способы сокращения долгов по оплате газа, тем более что прежний козырь — трубопроводная система Украины — перестала быть интересной Москве. Комментарии аналитиков собирал обозреватель «Вести ФМ» Сергей Артемов.

305 долларов за 1000 кубов — такова сегодня цена российского газа для Украины. Во втором квартале она должна еще вырасти. Украинское правительство, напротив, хочет снизить цену до 245 долларов, комментирует аналитик ИФК «Солид» Андрей Бородкин.

«По нашим расчетам, ко второму кварталу цена должна составить 320 с учетом роста цены на нефть. Но на какие-то уступки наше руководство пойти может», — утверждает Бородкин.

Власти в Киеве новые, но экономическая ситуация прежняя, продолжает аналитик ИФД «Капитал» Виталий Крюков.

«У Украины есть тяжелые бюджетные трудности. Понятно, что страна хочет договориться о снижении цен на основное топливо, учитывая дефицит и падение промышленности, средств у них нет. Надо учитывать, что между “Газпромом” и “Нафтогазом” был заключен договор на поставку и транзит газа. Наверное, не совсем правомерно нарушать условия поставок, хотя они уже были нарушены по объемам поставок. “Газпром” не пошел на введение санкций», — замечает Крюков.

Чем же Киев может заинтересовать Москву в газовой торговле? Самое главное, и Виталий Крюков называет это коренной сменой приоритетов, тема газотранспортной системы больше не фигурирует в общении высоких персон двух стран.

«Газпрому изначально не очень была интересна украинская ГТС на тех условиях, которые предлагались. Предлагалось часть передать “Газпрому” в управление — не в собственность. “Газпром” не сможет извлечь значимых выгод, а Украина хочет, чтобы “Газпром” получил долю в управляющей компании и инвестировал средства в модернизацию ГТС. Экономика такого проекта — убыточна для компании и “Газпрому” было невыгодно участвовать на тех условиях в консорциуме», — говорит Крюков.

Ложка украинской ГТС была дорога к обеду. Сейчас, по выражению аналитика ИФК «Солид» Андрея Бородкина, у «Газпрома» полдник — на Балтике. Ужин будет на Черном море.

«Ныне “Газпром” уже начал прокладку “Северного потока” и эта идея не актуальна для него сейчас. Тем более, когда новые договоренности открываются по “Южному потоку”. Да и Европа больше заинтересована в новых трубопроводах, нежели возрождении идеи 2003 года с консорциумом», — считает Бородкин.

Сама Россия больше всего, кажется, заинтересована в мощностях украинского авиапрома. Но чтобы делить свои сборочные и моторостроительные заводы, Киеву еще предстоит их приватизировать. Это дело времени. Еще более отдаленным делом полагает Андрей Бородкин свежее предложение украинского премьера насчет участия «Росатома» в достройке двух блоков Хмельницкой АЭС.

«Предложение весьма сомнительное — они говорят, чтобы Россия вложила 5-6 миллиардов долларов и прокредитовала строительство этих блоков, но когда будет реальный доход и что получит с этого Россия, — весьма сомнительно. Скорее всего, это попытка еще как-нибудь выманить скидки», — утверждает Бородкин.

Еще одной — решающей — картой в игре за скидки по газу аналитик ИФК «Солид» Андрей Бородкин считает все же не экономическую, а насущную — политическую.

«В конечном итого они кинут свой последний оставшийся козырь, что Черноморский флот остается и после 2017. Какой-нибудь документ в этом роде», — размышляет Бородкин.

Ждать этого остается недолго, судя по всему. Цена за 1000 кубов газа скоро на 100 долларов превысит ту, которую «Нафтогаз» Украины намерен и способен платить.