Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
13 апреля 2010, источник: Вести.Ru

Металлургия: ставка – на трубы

Российские металлурги делают ставку на трубы. Но ориентируются главным образом на внутренний спрос. «Северный поток» и «Южный поток» обеспечат надолго госзаказами. К примеру, «Северсталь» до конца года инвестирует в трубное производство 220 миллионов долларов.

Успели до кризиса. В российском металлургическом секторе самая проинвестированная отрасль – трубная промышленность. 8 миллиардов долларов на обновление оборудования под государственные гарантии. Новые прокатные станы запускались в самое тяжелое для экономики время. В этом году будет завершено строительство крупнейшего в Европе цеха на Челябинском трубопрокатном заводе.

«Если какое-то время назад можно было с натяжкой говорить, что мы не всегда способны удовлетворить требования заказчика по качеству металла, толщине стенки, качеству трубы и так далее, то вот 10-й год — это конец разговора. С пуском проектов, в том числе того, где мы находимся, и пуском Магнитогорского стана-5000, способного делать любой по качеству прокат, любых марок стали, это разговор заканчивается, он уходит в прошлое», — заявил министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко.

14 футбольных полей под одной крышей. Производительность – 600 тысяч тон в год. Новый цех «Высота 239» будет выпускать трубу диаметром 1400 – для прокладки магистральных нефте- и газопроводов. Челябинские трубы лягут на дно Балтийского моря при строительстве международного газотранспортного коридора «Северный поток».

«Этот цех — это пример высочайшей мировой технологии. И здесь ключевое слово – качество. Вопрос не цены. И сегодня вот эта технология обеспечивает мировое качество», — подчеркнул Виктор Семенов, директор Департамента базовых отраслей промышленности Министерства промышленности и торговли РФ.

Общая стоимость нового цеха — 21 миллиард рублей. Финансировали российские и иностранные банки. Срок окупаемости 10-12 лет. На сегодняшний день смонтировано 80 процентов оборудования. «Мы совсем недавно, в ноябре, получили госгарантию, и оборудование было инвестировано немецкой стороной под гарантию “Гермеса” на 300 миллионов евро. А строительно-монтажные работы инвестированы российскими банками. В первую очередь Газпромбанком под гарантию государства», — отметил Александр Федоров, генеральный директор группы ЧТПЗ.

Технологии шагнули далеко вперед. Действующее производство выпускает 12-метровые трубы меньшего диаметра с двумя сварными швами. Новое оборудование позволяет увеличить длину трубы до 18 метров. И вполовину сократить количество сварки.

«18-метровые трубы будут очень востребованы в ближайшее время, так как при прокладке магистральных трубопроводов нефти и газа уменьшается количество стыков, а соответственно повышается качество и стойкость прокладываемых трубопроводов», — пояснил мстер цеха Евгений Гаас.

Важно завоевать рынок сбыта. По качеству и объемам мы уже можем конкурировать с крупнейшими международными поставщиками. Но не все в мире решает качество. Например, большую часть труб при строительстве «Северного потока» будет поставлять Германия. Притом, что доля России в проекте — 50 процентов.

«России еще предстоит научиться отстаивать права в таких проектах. Если у России 51% в проекте, то я считаю, что она должна туда заходить со своими поставками. Как это принято во всем мире. К сожалению, пока это не удается. Только 25 процентов в этих проектах удается поставить нашей продукции», — сказал Андрей Комаров, сопредседатель Фонда развития трубной промышленности.

Сложности в международных проектах компенсируется внутренним спросом. Россия – мировой лидер по протяженности нефте- и газотранспортных систем. Только у «Газпрома» — 150 тысяч километров трубопроводов. Еще 50 тысяч у «Транснефти». Большинство сетей устарело и требует замены. Даже плановый ремонт — это 5-10 процентов в год. Работы хватит.

«Постоянно растущий, восстанавливающийся тренд цен на нефть заставил расти спросы. Спрос инвестиционный у нефтяников подстегнул загрузку трубопрокатных заводов. Соответственно увеличилась загрузка металлургических. Теперь надо восстанавливать рынок строительный. Тогда еще увеличится загрузка. Вот эти процессы все пошли и надеюсь, что они будут в позитиве», — отметил Виктор Христенко.

Единственное, что может затормозить развитие трубной промышленности, – мировые цены на сталь. В последнее время они растут угрожающими темпами. При этом внутренние цены давно сравнялись с общемировыми. В себестоимости трубы цена металла составляет 80 процентов. Конкурировать с иностранцами придется на равных. Особенно, если государство постепенно отменит антикризисные заградительные пошлины.