Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
16 апреля 2010, источник: РИА Новости

Эксперты призывают туристов не отчаиваться из-за отмены рейсов

МОСКВА, 16 апр — РИА Новости. Российские эксперты призывают туристов, которым отмена рейсов из-за извержения исландского вулкана испортила отпуск, не отчаиваться и не сдавать билеты, а «пользоваться обязательствами авиакомпаний по обеспечению комфорта ожидания пассажиров». Тем более, что уже наблюдается некоторое улучшение ситуации — ряд стран Северной Европы частично сняли ограничения на полеты в своем воздушном пространстве.

Осложнение ситуации с воздушными перевозками в Европе было вызвано извержением вулкана Эйяфьятлайокудль (Eyjafjallajokull) в Исландии, которое началось в среду и привело к образованию облака вулканического пепла, накрывшего территорию нескольких стран. За последние два дня воздушное пространство закрыли более десятка стран. Всего в четверг в Европе была отменена почти треть авиарейсов, данных за пятницу пока нет.

Ситуация с массовой отменой рейсов в Европу привела к тому, что тысячи российских туристов не смогли вылететь на отдых в Великобританию, Францию, Германию, Австрию, Польшу, Прибалтику, Скандинавские страны. Сложности налюдаются и на восточном направлении: отменены рейсы авиакомпании Air China, из-за чего некоторые россияне, находящиеся в Китае, пока не могут вылететь домой.

Спокойствие, только спокойствие

Масла в огонь подлило заявление, распространенное в пятницу днем Ассоциацией туроператоров России (АТОР). Организация объявила, что авиакомпании и туроператоры не обязаны возмещать туристам стоимость билетов в связи с задержкой или отменой рейсов из-за закрытия воздушного пространства в Европе, поскольку извержение вулкана относится к категории форс-мажорных обстоятельств.

«Правовая служба АТОР отмечает, что согласно статье 401 Гражданского кодекса сложившиеся обстоятельства (извержение вулкана) полностью соответствуют определению форс-мажора. А в случае наступления форс-мажора стороны не несут никакой материальной ответственности за неисполнение своих обязательств. Таким образом, ни авиакомпании, ни туристические компании не обязаны возмещать туристам стоимость билетов», — говорится в сообщении.

Впрочем, другие участники рынка поспешили успокоить туристов, заверив, что все не так плохо, как может показаться. Так, президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько в беседе с РИА Новости отметил, что «форс-мажор — это “время Ч”, время, когда проверяется не только буква закона, но и, например, насколько клиентоориентированы наши компании».

«Мы сегодня целый день общаемся с туроператорами и авиакомпаниями, и никто из них не занял категоричную позицию: в том смысле, что сложившаяся ситуация — форс-мажор — и мы никому ничего не должны. Все стараются, насколько могут, идти навстречу, предлагают альтернативные варианты. Авиакомпании, с кем мы общались, предлагают пассажирам перенос сроков поездки, альтернативные стыковки и даже проделать часть путешествия на железнодорожном транспорте. И если пассажиры не согласны — возвращают деньги», — заявил Шпилько.

При этом, по его данным, всех пассажиров, которые могли застрять в аэропортах, авиакомпании расселяют в отели, им предлагают питание.

В свою очередь директор департамента продаж туроператора BSIgroup Ольга Волкова сообщила РИА Новости, что в виду отмены субботних вылетов авиакомпаний British airways и Air France оператор занимается пересадкой туристов на другие рейсы — в случае, если туристы не отказываются лететь вообще. «Мы надеемся, что кризис разрешится в ближайшее время. Пока все с пониманием относятся к сложившейся ситуации», — заверила она.

Туристическая грамотность

О том, что в сложившейся ситуации туристы не оказались бесправными, говорит и директор юридического агентства «Персона грата» Георгий Мохов.

«Заявление АТОР можно было бы назвать наивным, если бы не статус этой организации. В федеральных авиационных правилах воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов указана возможность вынужденного отказа пассажира от перевозки в случае отмены или задержки рейса, указанного в билете. В соответствии со статьей 235 правил “в случае вынужденного отказа пассажира от перевозки или части перевозки в связи с нарушением сроков перевозки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, за исключением случая, когда перевозка пассажира была выполнена частично, и пассажир принял выполненную часть перевозки”. Если пассажир принял выполненную часть перевозки, пассажиру возвращается сумма за невыполненную часть перевозки», — заявил Мохов РИА Новости.

Как отмечает юрист, все достаточно просто: самолет не взлетел, топлива не истратил, бортовое питание не было использовано — следовательно, оплата за билеты, которую внесли пассажиры, должна возвращаться. Обстоятельства непреодолимой силы, по его словам, освобождают перевозчика от ответственности в другом смысле: он не возместит стоимость потерянного времени отдыха или моральный вред, но цена билета возвращается.

«На месте туристов я бы не отказывался от перевозки, если нет острой необходимости. Лучше воспользоваться обязанностями авиакомпаний по обеспечению комфорта ожидания пассажиров и их доставки в пункт назначения, что собственно они и делают, когда селят туристов в гостиницы и отправляют их к пункту назначения другими рейсами или другим транспортом», — отметил Мохов.

С возвратом денег за туры туроператорами, по словам эксперта, сложнее: «Если в суде будет доказано, что туристу предлагался перенос сроков поездки с сохранением программы тура или предлагалась адекватная замена — например, если вместо экскурсионного тура по Лондону ему предложили Рим — и он отказался, в этом случае шансы получить 100% компенсацию у туриста минимальны. Возврат стоимости тура будет производиться за вычетом фактических расходов туроператора».

Мировой опыт

На Западе, судя по прозвучавшим в пятницу заявлениям, единой нормы поведения в подобных случаях нет. Так, национальный союз туроператоров Франции (SNAV) заявил, что французские операторы не намерены компенсировать путешественникам дополнительные расходы, связанные с нарушением воздушного сообщения в Европе из-за извержения исландского вулкана.

В свою очередь Шведский союз туроператоров, как стало известно РИА Новости, наоборот, призвал своих членов возместить все убытки, которые понесли шведские туристы, лишившиеся отпусков.

Между тем, по словам директора по связям с инвесторами авиакомпании SAS Стуре Столена (Sture Stolen), каждый день простоя для SAS означает минус 100 миллионов евро из оборота.

Тем временем ряд стран Северной Европы частично открыли воздушное сообщение. А авиационные власти Ирландии уже сняли все ограничения на полеты самолетов, а аэропорт Дублина работает в штатном режиме.