Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
26 апреля 2010, источник: Росбалт

Везет «АвтоВАЗу»…

Государство традиционно решает проблемы «АвтоВАЗа» при помощи огромных денежных вливаний. Глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов заявил накануне о том, что до конца апреля тольяттинский автозавод получит 28 млрд рублей в качестве госпомощи. При этом, по словам Чемезова, 12 млрд уже перечислены заводу. Эти деньги потребуются предприятию для расчетов с главными кредиторами — Сбербанком и ВТБ.

По словам главы Ростехнологий, средства будут предоставлены «АвтоВАЗу» в виде ссуды. Потом они будут переведены в уставный капитал, решение об увеличении которого примет совет директоров предприятия, и конвертированы в акции. Все акционеры, которые пожелают сохранить свою долю, будут вносить дополнительные средства, доля остальных в акционерном капитале будет размыта.

Эксперты полагают, что это поможет предприятию значительно снизить размер процентных платежей. «При рефинансировании банковских кредитов средствами “Ростехнологий” значительно снизится размер процентных платежей, что окажет положительное влияние на чистую прибыль “АвтоВАЗа”. По нашим оценкам, экономия на процентных платежах может составить 3,0-3,5 млрд рублей ($103-120 млн.) ежегодно», — отмечают аналитики ИК «Финам».

Однако этих денег не достаточно для того, чтобы полностью расплатиться с долгами, а собственных средств у завода нет. Так, на днях вице-президент «АвтоВАЗа» Олег Лобанов сообщил, что, по предварительным данным, в I квартале 2010 года компания получила чистый убыток в размере 3,8-4 млрд рублей ($130-137 млн). Это примерно на 1,5 млрд рублей меньше, чем ожидал менеджмент компании. Таким образом, завод, несмотря на массированную помощь со стороны государства, не может выбраться из финансовой ямы. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в I квартале 2010 года снижение продаж «АвтоВАЗа» составило 19%.

Тем не менее, некоторые эксперты настроены оптимистично. «Мы ожидаем улучшения ситуации во втором квартале текущего года благодаря запуску программы утилизации старых автомобилей, основным бенефициаром которой стал “АвтоВАЗ”. По нашим оценкам, продажи “АвтоВАЗа” по итогам 2010 года могут вырасти на 10-15% по сравнению с 2009 годом», — прогнозируют в «Финаме».

Действительно, программа по утилизации уже сыграла благотворную роль для «АвтоВАЗа». Руководству завода даже пришлось вводить дополнительные рабочие смены в апреле и мае для сборки самых востребованных в рамках программы «классических» моделей, так как очереди за ними выстроились на 2-3 месяца вперед.

Эта тенденция подтверждается данными о продажах. По сведениям агентства «Автостат», за 3 недели апреля продажи тольяттинских машин в России уже перекрыли мартовские показатели. В апреле было продано более 35,8 тыс. Lada (в марте — 34,2 тыс.), 35% из которых — за счет участия в госпрограмме утилизации: с 1 по 21 апреля по ней было реализовано 12,6 тыс. автомобилей (в марте — 8,4 тыс.).

Накануне первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, находясь в Тольятти, подсчитал, во сколько за последний год обошлось государству владение «АвтоВАЗом». «В 2009 году завод получил беспрецедентную помощь от РФ как на осуществление социальных программ, так и на решение вопросов долга, которые были накоплены до кризиса, — отметил он. — Российское правительство выполнило все обязательства, которые брало на себя в 2009 году. Это финансовая помощь самому заводу — 65 млрд, это социальная программа по поддержке занятости — свыше 5 млрд рублей, и отдельные средства на содержание объектов инфраструктуры».

Несмотря на это, завод так и не вышел хотя бы на безубыточное существование. И вряд ли выйдет до тех пор, пока не перестанет получать деньги от государства.

Сергей Ковальченко