Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Источник: AP 2019

В МВДЦ «Сибирь» в рамках межрегиональной конференции «ЖКХ. Энергетика. Экология» обсудили проблемы обращения с ТКО (твердыми коммунальными отходами) и реализации «мусорной реформы» в городах и поселениях края.

Как сообщил заместитель министра экологии и рационального природопользования Красноярского края Игорь Варфоломеев, в регионе по-прежнему не выбраны региональные операторы в четырех технологических зонах. Основная причина — недостаток инфраструктуры для обращения с ТКО. В 15 зонах, где операторы приступили к работе с 1 января, также есть проблемы, которые связаны с отсутствием инфраструктуры. Особенно остро они ощущаются в удаленных северных территориях.

«Решить вопрос можно за счет создания современных мусоросжигательных комплексов. Мы направили соответствующее предложение на федеральный уровень и заявили о необходимости включения в национальный проект “Экология” мероприятий по субсидированию таких комплексов для субъектов, в состав которых входят районы, относящиеся к Крайнему Северу», — сказал замминистра.

Ещё одна острая проблема — отсутствие или недостаток мест для накопления отходов, то есть контейнерных площадок. По законодательству решением этого вопроса должны заниматься муниципалитеты, однако дефицит бюджета в органах местного самоуправления не позволяет оборудовать достаточно площадок, которые отвечали бы требованиям реформы и санитарным нормам. В 2019 году Красноярский край получит от Федерации 58,5 млн субсидий на организацию площадок в 18 муниципальных образованиях, но этого недостаточно — в дополнительных средствах нуждаются 32 населенных пункта. Общая сумма необходимых субсидий — более 200 млн рублей.

«С данной проблемой столкнулся не только Красноярский край, поэтому в ближайшее время мы ожидаем поправки в федеральное законодательство в части передачи прав на создание и содержание контейнерных площадок от органов местного самоуправления региональным операторам. Однако это отразится на тарифе», — подчеркнул Варфоломеев.

При этом жители и без того неохотно платят за вывоз мусора. В январе за услугу регоператора заплатили 38% процентов жителей, в феврале — 50%, в марте — 55%. «Ситуация меняется в лучшую сторону, но процент собираемости в Красноярском крае один из самых низких по стране», — добавил замминистра.

Регоператоры также озвучили проблемы, с которыми столкнулись за время работы. Особенно сложно реализация реформы происходит в малых населенных пунктах.

«В поселке Тагара тариф на человека 105 рублей. Средняя семья из 4−5 человек платит 500 и более рублей в месяц. Раньше люди сами возили мусор на полигон, а теперь, платя такие деньги, рассчитывают исключительно на регоператора. В итоге у нас аврал: каждый частник выносит по 20 100-килограмовых мешков с опилками. Но опилки по нормативам — даже не ТКО. Осенью будет аналогичная ситуация с ботвой. Мы частично забираем мешки, но это прямые убытки регоператора, и таким образом не решается проблема несанкционированных свалок», — рассказала представитель регоператора Кодинской технологической группы.

В краевом центре ситуация складывается значительно лучше. Красноярская рециклинговая компания, обслуживающая левый берег Красноярска, полностью обновила подвижной состав, в мае планирует установить 200 контейнеров для раздельного сбора мусора, совместно с районной администрацией определила только в Октябрьском районе 36 мест для размещения контейнерных площадок. Правобережный регоператор — компания «Росттех» — запустила мусоросортировочный завод и отправляет значительную часть мусора, собранного в Красноярске и Железногорске, на переработку. Однако и эти компании сталкиваются с трудностями.

Исполнительный директор ООО «Красноярская рециклинговая компания» Игорь Ким рассказал о несоответствии норм реальным объемам мусора: «С одной контейнерной площадки на 13 домов по нормам мы должны вывозить 90 кубических метров мусора в месяц. По факту мы вывозим в три раза больше».

Гендиректор ООО «Росттех» Евгений Шепелев, в свою очередь, вновь поднял вопрос обслуживания отдаленных территорий: «Мы обслуживаем также северные территории, где полностью отсутствуют какие-либо законные объекты для обращения с отходами. Исключение — только Норильск. Мы проводим большую работу, которая раньше не делалась: закупаем технику, контейнеры, готовы строить объекты обезвреживания. Но тариф, который учел бы все наши затраты, окажется неподъемным для населения. Нас и так воспринимают как коммерсантов, которые пришли только деньги собрать, и мы имеем очень низкую собираемость платежей. По северным территориям наша компания уже понесла убытков на 85 млн рублей».

По итогам круглого стола проблемы и предложения будут рассмотрены министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края, а также министерством промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства и в дальнейшем направлены на федеральный уровень.

«Основная цель “мусорной реформы” — уменьшить объемы отходов, подлежащих захоронению, создать инфраструктуру, ликвидировать несанкционированные свалки. Прошел уже квартал с начала действия реформы, и за это время стали очевидны многие проблемы, связанные, в том числе, с несовершенным законодательством, которое пока подстраивается под реформу. Красноярский край, со своей стороны, готов принимать участие в комплексном решении всех возникающих вопросов», — заключил Игорь Варфоломеев.

Межрегиональная конференция «ЖКХ. Энергетика. Экология» проходит с 14 по 16 мая в МВДЦ «Сибирь» одновременно со специализированными выставками «КлиматАкваТЭкс» и «Малоэтажное домостроение».