Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
30 апреля 2010, источник: Росбалт

Украина, Россия и США — впереди всех по потреблению водки

КИЕВ, 30 апреля. Украина занимает третью позицию в мире — после России и США по потреблению водки. Об этом сообщает еженедельник «Комментарии», ссылаясь на данные исследования the IWSR (International Wine & Spirits Research).

Ежегодное потребление горькой (не в бутылках, а в пересчете на 100-процентный спирт) в РФ достигает 18 л, на Украине — 13 л на человека в год (данные Business Analytica). Ключевых причин, обусловивших лидерство, всего две — традиции и количество населения в каждой отдельно взятой стране. «На Украине культура потребления водки сформирована столетиями», — отмечает директор по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью УК Nemiroff Наталия Коновалова.

На Украине и в России большое влияние на формирование структуры потребления алкоголя оказали государственные монополии на производство спирта. «В течение веков они существовали сначала в Российской империи, затем — в СССР, и до сих пор на Украине спиртзаводы находятся в собственности государства. С царских времен водка считается напитком-донором для пополнения госказны», — объяснил директор по маркетингу ТМ «Хортиця» Евгений Разуваев. Этот продукт более прост в производстве, чем вино или пиво.

Генеральный директор компании «Бельведер Украина» (TM Sobieski) Владимир Притуляк отмечает, что цена была и остается главным фактором при выборе алкогольных напитков. «Один градус алкоголя в пиве по сравнению с одним градусом в водке всегда будет стоить дороже. Связано это с отличительными особенностями технологии производства данных напитков: в пиве (как и в сухом вине — прим. ред.) алкогольные градусы получаются в процессе естественного брожения», — поясняет генеральный директор «Славутич», Carlsberg Group Петр Чернышов. Таким образом, при наличии дешевой и доступной водки нынешняя структура потребления спиртного на Украине сохранится.

Культура потребления алкоголя напрямую связана с тем, в какой местности расположено государство и какая хозяйственная деятельность для него характерна. «Взглянув на то, что произрастает на территориях, становится понятно, что Германия и Чехия — пивные страны, а Франция и Испания — винные», — отмечает Евгений Разуваев. Немцы и чехи выпивают 107 и 159 л пива в год, французы и испанцы потребляют 60, 59 и 32 л вина на душу населения (данные Euromonitor). В то время как украинцы, по оценкам директора ассоциации «Виноградари и виноделы Украины» Сергея Петренко, выпивают в среднем всего 5 л вина за год.

Пива в натуральном выражении (литрах) украинцы потребляют почти в пять раз больше, чем водки, — 60 л в год на человека. Однако из-за небольшого содержания «градусов» его доля в структуре алкогольного рынка в процентном отношении вдвое меньше (28% пива против 60% водки). Петр Чернышов считает, что на структуру потребления спиртных напитков напрямую влияет состояние экономики и уровень потребительского оптимизма.

«Когда у людей плохое настроение, они пьют крепкие спиртные напитки — “с горя”, а когда хорошее — хотят общаться и выбирают при этом менее крепкие напитки (пиво, вино)», — делится он. По мнению Владимира Притуляка, украинскому алкогольному рынку присущи и общеевропейские тенденции — замечен явный рост потребления вина, ликеров, пива, повышается коктейльная культура. Но ощутимо повлиять на структуру рынка смогут только высокие акцизы или другие факторы, которые поспособствуют удорожанию крепкого алкоголя.