Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Пять историй современных кораблей-призраковВ Мировом океане и сегодня дрейфуют покинутые командой суда, доставляя немало хлопот как грузовым кораблям, так и пассажирским лайнерам
14 мая 2010, источник: Росбалт

Япония боится отстать

Япония еще недавно воспринималась как безоговорочный лидер в области разработки и применения высоких технологий. Однако ситуация быстро меняется.

Как показал прошедший недавно симпозиум «Конкурентность азиатских компаний: условия успешности на глобальном рынке», в стране начали всерьез беспокоиться, как бы не потерять позиции под напором ближайших соседей. Эксперты указывали на то, что японские компании начинают проигрывать южнокорейским.

Более того, развитые экономики в целом начинают «сдавать». «Становится совершенно очевидным, что такие страны, как Китай и Индия, уловили тенденции глобального развития, в то время как развитые страны, даже выходя из кризиса, остаются в зоне вялого развития», – цитирует The Japan Times одного из ведущих японских экспертов Тошико Киношита из университета Васедо.

По его мнению, Япония не понимает, как переломить ситуацию. Тем временем, экспорт падает, доля страны на глобальном рынке сокращается. «В частности, за период июля-сентября 2009 года прибыль девяти ведущих японских компаний, работающих в сфере бытовой техники, включая Sony, Panasonic и Toshiba, была меньше, чем у одной южно-корейской Samsung Electronics», — подчеркнул эксперт и добавил, что эта тенденция сохраняется.

По мнению ученого, проблема в том, что японские фирмы даже во время кризиса продолжали тратить огромные деньги на исследования и развитие технологий. Однако они упустили из виду человеческий фактор. Как оказалось, одни технологии не дают сегодня преимущества на глобальном рынке. Важно приспособить продукцию к специфическим нуждам и национальным особенностям тех или иных регионов. «Наши фирмы убеждены, что главное — технологии, и для развивающихся стран надо просто делать цены пониже. А оказывается, к развивающимся рынкам надо специально приспосабливаться и модифицировать продукцию», — пояснил Киношита.

С такой точкой зрения согласен и Риозо Йошикава из Токийского университета, проработавший 10 лет в Южной Корее. Он отметил, что японские фирмы продолжают концентрироваться на технологиях, и под эти задачи отстроен весь менеджмент, вся инфраструктура компаний. Между тем, рынок уже требует другого. «Глобализация — это умение приспособиться к нуждам региональных потребителей, и конкурентоспособность компаний зависит от того, будет ли их продукция выбрана потребителем при широком ассортименте сходной продукции», — подчеркнул эксперт. Потребитель же думает не о том, какие использованы технологии, а о том, нравится ему или нет конкретная вещь и ее цена. Психологии здесь больше, чем технологий.

Эксперты призвали японских топ-менеджеров осмыслить ситуацию и начать перестраиваться – пока не поздно.

Еще одна проблема – китайский бизнес, скупающий активы высокотехнологичных японских компаний. Существует вероятность, что в итоге китайцы просто вытеснят японцев с глобального рынка.

Япония сегодня – образец высокотехнологичной экономики. В стране работают 710 тыс. ученых, по количеству зарегистрированных патентов Япония находится на втором месте в мире, более 50% населения имеет высшее образование (и это при том, что для поступления в университет надо сдать пять непростых экзаменов). Хотя производство товаров постепенно переносится в страны с более дешевой рабочей силой, технологические разработки по-прежнему производятся в Японии, и они приносят неплохой доход.

В стране заботятся о поддержании интереса к науке. На искусственном острове Одайбо, для создания которого использовались мусор и разнообразные отходы, есть прекрасный музей высоких технологий. В первую очередь, он рассчитан на детей, которые могут познакомиться с физической моделью Интернета, пощупать виртуальную реальность, посмотреть на генномодифицированные растения, зайти в японский модуль международной космической станции, посмотреть выступление ASIMO – одной из наиболее совершенных моделей гуманоидных роботов, разработанная компанией Honda. 130-сантиметровый робот отличается плавностью движений, умением бегать, махать руками, бить по мячу, толкать тележку. Вообще, он уже воспринимается не как машина, а как житель мира будущего, в котором, видимо, будет место не только для людей… Кстати, такие роботы сдаются в аренду, и уже несколько десятков работают в офисах по всему миру – открывая презентации, подкатывая тележки с буклетами и т.д. В общем, Япония по многим параметрам находится на передовой движения к будущему.

Тем не менее, бросается в глаза, что количество товаров в магазинах с надписью «made in China» составляет 70-80%. Увеличивается и экспорт сельхозпродукции – в связи с чем растут цены. А японские компании тем временем сокращают зарплаты, стремясь элиминировать последствия кризиса. Зарплаты в Японии – одни из самых высоких в мире. Но и цены очень высокие. Под влиянием кризиса люди даже начали отказываться от машин – в Токио, например, очень дорогие парковки (порядка $500 в месяц). Начинает распространяться схема, когда для поездок на работу используют общественный транспорт или велосипед, а машину на выходные берут в аренду. Кстати, в Токио надо платить и за стоянку велосипеда.

Япония — страна со своеобразной корпоративной культурой. Хотя рабочий день, как правило, длится с 9:00 до 17:00, принято задерживаться еще на час – чтобы продемонстрировать свое усердие. А вот брать отгулы и дни за свой счет считается неприличным – нелояльным по отношению к коллегам. Вообще, лояльность к работодателю – основополагающее качество японских работников.

Тем не менее, перед майскими праздниками (в конце апреля в Японии начинается так называемая золотая неделя – череда общегосударственных праздников) в Токио прошла грандиозная демонстрация работников транспорта, в которой приняли участие 33 тыс. работников государственных транспортных компаний – они требовали повышения зарплаты. Большинство людей в стране – средний класс, который нормально обеспечен, но отнюдь не роскошествует. При этом существует жесткая конкуренция за карьерное продвижение. Стремление сделать карьеру не способствует заведению больших семей, поэтому неудивительно, что Япония – лидер по темпам старения населения. По прогнозам, к 2050 году японцев может стать вдвое меньше. И это – еще один вызов, на который придется ответить японскому правительству.

Татьяна Чеснокова