Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
18 мая 2010, источник: Росбалт

Автолюбители платят за металл

Российские автопроизводители получили уведомление от металлургов о том, что с июля цены на металл для «АвтоВАЗа», КАМАЗа, «Соллерса», ГАЗа вырастут примерно на 10-30%. Таким образом металлурги отреагировали на рост спроса на рынке новых машин в России.

Отметим, что первым решил получить дополнительные дивиденды с растущего рынка «АвтоВАЗ». В апреле завод объявил, что с 15 мая увеличивает отпускные цены на свои автомобили в среднем на 2%. Причем больше всего в цене вырастут самые ходовые модели. Менее всего подорожают автомобили Kalina и Priora — на 0,68% и 1,66% соответственно. Автомобили семейств Samara и 2105/2107 — примерно на 3%.

«Повышение отпускных цен связано, прежде всего, с ростом цен на материалы и комплектующие», — пояснили в пресс-службе тольяттинского завода.

Однако цены на металл вырастут только с июля, а «АвтоВАЗ» решил «обрадовать» потребителей уже сейчас. Можно предположить, что тольяттинцы ориентировались вовсе не на подорожавшие комплектующие. Зафиксировав рост продаж на свою продукцию в апреле на целых 54% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, на заводе, скорее всего, решили получить по максимуму с проснувшихся после кризиса потребителей. Ведь предыдущее подорожание жигулевской продукции было совсем недавно — 15 февраля, когда цены выросли от 0,5 до 3%.

Бывший тогда директором «АвтоВАЗа» по продажам и маркетингу Максим Нагайцев объяснял зимнее подорожание машин увеличением затрат на производство. Теперь увеличение стоимости свалили на еще не случившийся рост цен на металл.

Однако, если посмотреть на финансовые результаты завода за I квартал, становится ясно, почему менеджмент предприятия любой ценой бьется за каждую лишнюю копейку. Так, чистый убыток «АвтоВАЗа» за отчетный период составил 2,58 млрд рублей, а кредиторская задолженность — 77,799 млрд, причем 40,111 млрд заводу надо погасить уже в этом году. Поэтому и приходится поднимать цены при каждом удобном случае.

В целом же эксперты считают, что всем российским автозаводам в той или иной степени придется постепенно увеличить цены на машины из-за подорожания металла. «Учитывая, что на металлопродукцию приходится 30-35% себестоимости автомобиля, для сохранения нынешнего уровня рентабельности автопроизводителям придется увеличивать цены на свою продукцию на 5-8%», — сообщил «Росбалту» эксперт департамента оценки «2К Аудит — Деловые консультации» Петр Клюев.

Он считает, что если автопроизводители не решатся на сокращение рентабельности производства, «повышение цен отразится на рынке с небольшим опозданием, поскольку в первую очередь будут реализованы автомобили, собранные до повышения цен». С учетом того, что металл станет дороже в июле, а на автомобильных заводах всегда есть некоторый запас сырья, подорожавшие автомобили могут появиться на рынке в начале или в середине осени.

По мнению эксперта, вместе с подорожанием может произойти снижение продаж новых автомобилей. «Продажи автомобилей начали расти только в прошлом месяце, по сравнению с прошлогодними показателями. Повышение цен на автомобили может затормозить этот процесс», — отмечает Клюев.

Таким образом, российские производители традиционно хотят поправить свои дела за счет потребителей, взвинтив цены на свою продукцию. Однако будут ли готовы автолюбители покупать подорожавшие автомобили, если сейчас рынок подогревает только программа по утилизации, покажет осень.

Сергей Ковальченко