Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
20 мая 2010, источник: Росбалт

У вертолетов – сезон мини

Кто бы мог подумать, что выставки вертолетов станут проводить в закрытых помещениях! Именно выставки самих машин, не макетов. Но времена сейчас продвинутые: торговые и выставочные павильоны возводят практически любых размеров. У вертолетов же, похоже, сейчас в моде «мини». В том числе и из-за мирового кризиса.

На международной вертолетной выставке Helirussia-2010, открывшейся в четверг в «Крокус-Экспо», только одна винтокрылая машина горделиво стояла на свежем воздухе перед павильоном. Это новый российский военный вертолет Ми-28 НЭ. Прилетел он «своим ходом», однако его обнесли ограждением, и охрана бдительно следила, чтобы к машине никто не подходил. Также из тактико-технических характеристик было отмечено  лишь, что вертолет несет пушечное и ракетное вооружение. Впрочем, вид внушительный, более чем.

Ми-28 НЭ

А все остальные машины превосходно уместились под крышей. Их не очень много, число измеряется десятками, из нескольких стран. Оно и понятно: вертолеты – товар не самого широкого потребления в мире. Надо отметить, что машины эти сложные, их могут делать только самые развитые страны. Так что отрасль «камерная».

По представленным на экспозиции данным, во всем мире насчитывается более 28,5 тыс. вертолетов. Российский парк превышает 2 тыс. 370 винтокрылых машин. К 2020 году организаторы выставки прогнозируют рост мирового парка вертолетов до 42,5 тыс. Почему, правда, они так оптимистично прогнозируют, не очень понятно. Создается мнение, что большинство промышленников исходят из того, что кризис через пару лет неизбежно пройдет – вот только подтвердить свои прогнозы достаточно убедительно  забывают.

Торжественное открытие выставки было скромным. Приветствие президента России Дмитрия Медведева зачитал советник президента Леонид Рейман. Глава государства выразил уверенность, что достойное место на выставке займет продукция отечественного вертолетостроения, у которого давняя история и славные традиции.

Заместитель министра промышленности и  торговли Денис Мантуров огласил приветствие вице-премьера Сергея Иванова, довольно официальное, а затем добавил от себя, что вертолет является уникальным достижением человеческого разума, и у нашей страны в вертолетном деле огромный потенциал. Замминистра транспорта Валерий Окулов подчеркнул: «Наши авиакомпании, эксплуатанты и небо ждут наших новых вертолетов». А генеральный директор «Рособоронпрома» Андрей Реус выразил надежду, что изобилие вертолетов позволит со временем даже пробки на улицах ликвидировать.

Глава «Рособоронпрома» благословил рождение новой машины совместного российско-итальянского производства – Agusta Westland AW139. Опытный образец стоял тут же, и под сенью его пятилопастного ротора диаметром 13,8 метра радостные партнеры выпили шампанского.

Agusta Westland AW139

Это – многоцелевая машина бизнес-класса с семиместной (при максимальном комфорте) пассажирской кабиной и большим багажным отделением. Несут машину два газотурбинных двигателя Pratt and Whitney по 1679 л.с. Как было сказано, от Москвы до Петербурга полет занимает два с половиной часа. «Сегодня же подпишем техническое задание на строительство и заложим завод, который к концу 2011 года выдаст первый вертолет», — сообщил собравшимся Андрей Реус.   

Самая большая машина из представленных в зале – это, пожалуй, Eurocopter EC175. Западноевропейское творение, которое несет 16 пассажиров со всеми удобствами. Ну, а все прочие экземпляры не очень-то требовалось и втискивать в павильон.

Eurocopter EC175

В экспозиции явно превалировали двух-четырехместные машины, сделанные с упором на экономичность. Это, например, российский Ми-34-С-1, про который говорят, что он дал новую жизнь поршневому двигателю. Есть и совсем миниатюрные модели – у них обычно ротор имеет всего две лопасти, а внутрь кабинки, кажется, высокому человеку и не влезть.  Таков украинский АК1-3 – диаметр ротора 6,84 метра. А, скажем, американский Jetflyer рабочий свободно приподнимал за хвост даже не в демонстрационных, а в хозяйственных целях – подкладывали ролики под лыжное шасси.

АК1-3

В последние годы конструкторы вспомнили о такой машине, как автожир – слово это изрядно подзабыто с далеких 30-х годов. А суть вот в чем: автожир имеет и «верхний» вертолетный ротор, и «самолетный пропеллер». Но двигатель крутит только пропеллер – ротор же вращается сам от встречного потока воздуха.

Автожиры даже чуть раньше появились, потом вертолеты их затмили. Но у всего свои преимущества. Оказывается, автожир – безопасная машина. «Если заглох мотор – пилот спокойно планирует за счет ротора, — объяснил прессе конструктор Всеволод Краснобородько. — Вертолет тоже может спланировать, но только с большой высоты. С высоты ниже 400 метров – упадет. У автожира воздух подпирает ротор снизу».

Автожир «МАИ-208»

Именно мини-автожиры, по мысли конструкторов, имеют шансы в наши дни, особенно для работы на сверхмалых высотах. Силовые структуры интересуются, на предмет погони за преступниками и боевиками. К тому же автожир дешевле стоит, а это в наше время особенно важно. 

По «мужественной» вертолетной отрасли мировой экономический кризис ударил, как и по всем прочим. Кое в чем публику просветил директор по маркетингу компании Honeywell Aerospace Чарльз Парк, выступавший на «международной конференции», посвященной мировому рынку вертолетов. Оказывается, мировые продажи вертолетов падают уже три года, приблизительно процентов на 10 в год. Покупают больше легкие одномоторные машины. И хотя в мире котируются российские тяжелые вертолеты, по их сбыту сильно ударил кризис. Сократились геологические и всякие строительные работы в труднодоступных районах (в связи с падением цен на нефть и газ).

Но есть место и для оптимизма: как подчеркнул мистер Парк, «численность подержанных машин на рынке достигла своего пика». А машины-то летающие, совсем уж на старье не выедешь. Вот и придется потребителям больше покупать новых вертолетов, благодаря стремительному износу подержанных. В добрый путь!

Леонид Смирнов, фото автора