Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
27 мая 2010, источник: Росбалт

«АвтоВАЗ»: на хламе далеко не уедешь

Программа утилизации старых автомобилей может завершиться досрочно, так как уже в первой половине июня у Минпромторга закончатся свидетельства на утилизацию. Участники программы в основном приобрели самые дешевые изделия «АвтоВАЗа», которые опять перестанут пользоваться спросом после того, как отоварят все сертификаты.

Еще 8 марта, когда программа утилизации вступила в действие, казалось, что у нее нет особых перспектив. 200 тыс. сертификатов на утилизацию полностью реализовать к концу октября не удастся, а 11 млрд рублей, выделенных государством на эти цели, так и не будут освоены до конца. Однако оказалось, что сертификаты пользуются бешеной популярностью, и Минпромторгу в середине мая придется даже ограничить их выдачу до 2,5 тыс. в день. К концу последнего весеннего месяца их останется меньше 40 тыс. Поэтому эксперты прогнозируют, что уже 12 июня будет выдано последнее свидетельство на утилизацию, и программа будет завершена.

По данным аналитиков агентства «Автостат», самой успешной эта программа стала для «АвтоВАЗа», который благодаря ей реализовал 40 тыс. машин. По данным Минпромторга, более 75% проданных в рамках программы автомобилей приходится на марку Lada, затем идут Renault (6%) и остальные — УАЗ, Ford, ГАЗ, Chevrolet, Skoda и Fiat.

Безусловно, для тольяттинского завода, который в последние 2 года переживает не лучшие времена (продажи в кризис стремительно падали, росла долговая нагрузка, и государству пришлось даже санкционировать массовые увольнения на предприятии), программа утилизации стала спасительной соломинкой. Уже на второй месяц после действия программы дела с продажами ВАЗовской продукции пошли лучше. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в апреле 2010 года было продано 52,449 тыс. автомобилей (+54% к апрелю 2009 года).

Однако большинство проданных машин — это «классические» модели, стоящие на конвейере уже около 30 лет и продаваемые с минимальной прибылью для завода. Люди в основном меняли старые «Жигули» на новые такой же модели. Эксперты полагают, что именно на таких автовладельцев и была рассчитана программа. «У тех, кто может купить машину хотя бы за 300-400 тыс. рублей, под окнами не стоят ржавеющие “ведра”», — говорил «Росбалту» эксперт автомобильного рынка Виталий Новиков.

Однако не все желающие смогли без проблем приобрести автомобиль в рамках программы. Директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Алексей Рахманов даже завел специальную «жалобную книгу» в своем блоге, где люди рассказывают о проблемах, возникших при попытке купить автомобиль. За месяц, с 19 марта по 19 апреля, поступило 306 жалоб.

Вот типичная история, связанная с нехваткой автомобилей у дилеров, рассказанная менеджером по корпоративному кредитованию из Самары Андреем Ботиным: «В очередь на 14-ую модель встал 12 марта, в дилерском центре сказали, что я уже 1 500-ый — мол, люди записывались с 20 февраля. Сегодня 19 апреля, “а воз и ныне там”! Со слов менеджеров салона, очередь “застопорилась” на все том-же пресловутом 20 февраля из-за того, что “АвтоВАЗ” не может обеспечить поставки авто в надлежащем объеме».

«Дилер не принимает на утилизацию старый автомобиль. Менеджеры говорят, что, возможно, в сентябре начнут работать по программе. В Нижегородской области, таким образом, приобрести автомашину марки Renault (Logan и Sandero) по программе утилизации невозможно, что противоречит постановлению правительства», — пишет Игорь Шнягин из регионального управления защиты прав потребителей. Многие говорят о том, что уже сдали свои машины, а новые получить не могут, так как их просто нет в наличии.

«АвтоВАЗ» ответил на жалобы потребителей увеличением производства «классических» моделей, но не только. На заводе решили дополнительно «подзаработать» на выросшем спросе, увеличив с 15 мая отпускные цены на автомобили в среднем на 2% — это уже второе подорожание в 2010 году.

В целом же, программа утилизации состоялась. Главное ее достижение в том, что владельцы старых и неисправных автомобилей получили возможность с небольшой доплатой обменять их на новые машины. Безусловно, для безопасности на дорогах это очень важно. Но в плане экономики успех не так очевиден. Подавляющее большинство машин, проданных в рамках программы — это морально устаревшие и низкомаржинальные Lada. Как только счастливые обладатели сертификатов выкупят у дилеров всю «классику», ситуация на авторынке вернется «на круги своя». Продажи тольяттинских изделий станут такими же, как до начала программы, а остальные автопроизводители будут ждать момента, когда у россиян появятся деньги на покупку недорогих иномарок.

Сергей Ковальченко