Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
31 мая 2010, источник: Вести.Ru, (новости источника)

РЖД готовит к выходу на рынок грузоперевозок вторую «дочку»

Чтобы сохранить тарифы на перевозки, бизнесмены готовы инвестировать в железнодорожные транспортные компании. Те самые, которые выделяются из своего состава РЖД и называются по порядку чисел. Вслед за «Первой грузовой» скоро появится «Вторая грузовая компания».

Владимир Лисин, владелец Новолипецкого металлургического комбината, готов купить блокпакет «Первой грузовой», однако, по мнению аналитиков, реально влиять на политику перевозчика он не сможет. Зато получит доступ к большому парку вагонов — металлурги верят, что выход из кризиса поднимет спрос на металл. Продолжает тему обозреватель радио «Вести ФМ» Сергей Артемов.

Артемов: Желание уйти от государственного регулирования тарифов на перевозки — было главным мотивом при создании три года назад ПГК – «Первой грузовой компании». Приданое от РЖД дочка получила изрядное — около 200 тысяч грузовых вагонов, это примерно пятая часть всего парка страны. Жалобы на монополизм не заставили себя долго ждать. Владельцы сырьевых концернов, вынужденных перевозить свою продукцию до основных портов России или за ее границу, пристально следят за ходом реформирования РЖД. И не в их интересах, чтобы преобразования, в конечном итоге, обернулись лишь ростом цен. Новолипецкий металлургический комбинат, принадлежащий Владимиру Лисину, обеспечивает 5% всех грузовых перевозок по железным дорогам России. Стабильность поставок вагонов и понятные цены — ради этого г-н Лисин готов приобрести блокирующий пакет в 25%+1 акция вышеупомянутой ПГК, говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов:

Баранов: Интерес г-на Лисина может заключаться во встраивании в ПГК, чтобы решить все вопросы с собственными перевозками, у него ведь есть уже судоходные компании. Сотрудничество с РЖД — это всегда хорошо, компания может договориться о поставках металла на нужды РЖД.

Артемов: У группы НЛМК есть в подчинении собственная – «Независимая транспортная компания» с 6 тысячами вагонов. Так что острой нужды в транспортном парке у группы нет. Блокпакет, кроме того, не станет определяющим для политики ПГК. Впрочем, по мнению Дмитрия Баранова, вхождение НЛМК в капитал «Первой грузовой» станет оптимальным логистическим и финансовым решением.

Баранов: Вагоны Лисина могут быть встроены в структуру перевозок РЖД, а свою продукцию он может вывозить вагонами ПГК… Но блокпакет может и просто принести финансовый доход.

Артемов: Металлургические гиганты более других озабочены перспективами перевозок. Аксиома металлургов — с выходом из кризиса спрос на металл будет расти. Отсюда и потребности в вагонах. Руководством РЖД объявлено, что вскоре будет создана и «Вторая грузовая компания». Учитывая, что планы реформы холдинга предусматривают в этом году передачу до двух третей парка товарных вагонов в частные руки, понятны опасения, что это может привести к диктату дочерних структур РЖД на рынке грузооборота. Однако результаты работы ПГК даже в кризисный период показывали уверенный рост. На этом базируется уверенность менеджмента РЖД в выгодности учреждения ВГК, продолжает Дмитрий Баранов:

Баранов: Создание «Второй грузовой компании» в рамках реформы РЖД планировалось давно — тут новости нет… РЖД активно избавляется от вагонного парка.

Артемов: Для появления Владимира Лисина в числе акционеров ПГК нет препятствий де-юре. Компания не сменит собственника – значит, виза правительства или ФАС не нужна.

Между тем, руководство РЖД до сих пор не определилось со стратегией акционирования своих «дочек». Монополия твердо намерена сохранить контрольный пакет хотя бы в одной из двух грузовых компаний. В какой именно и по какой схеме частный капитал будет допущен к приватизации оставшегося перевозчика — картина будет очевидна после принципиального решения кабинета министров.