Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
31 мая 2010, источник: Вести.Ru, (новости источника)

Доля импорта на рынке детских товаров достигает 70%

Российская индустрия детских товаров в этом году, как ожидается, может прирасти на 15%, в сравнении с прошлым кризисным годом. Тогда отрасль, в целом, (включая и торговлю) потеряла 10% общего объема рынка, а производство снизилось на 30%.

Об этом в интервью для Вестей.Ru, в преддверии Международного дня защиты детей, рассказала президент Ассоциации индустрии детских товаров Антонина Цицулина. Впрочем, отметила она, в своих прогнозах эксперты пока вынуждены осторожничать, учитывая сохраняющуюся нестабильность в мировой экономике, в том числе в еврозоне, и наблюдаемые также в последнее время колебания ведущих валют — доллара и евро.

«Поэтому поводу последние недели нас заставили понервничать», — признала Цицулина. Он заметила что подобная зависимость от происходящих за рубежом экономических процессов естественна для отрасли, доля импорта в которой достигает 70% и сильна зависимость в том числе от импортного сырья. При этом в каких-то секторах, например, в сегменте детского питания соотношение привозной и отечественной продукции выглядит не столь драматично: здесь на долю второй приходится до 85%, которые, правда, в основном, составляют соки и молочные смеси, тогда как современных аналогов заменителей грудного молока, скажем, в России выпускает всего 4%. А вот потребность в детских игрушках за счет российского производства сегодня покрывается лишь на 10-12%, констатировала Цицулина.

И как она сообщила, расчеты на то, что удорожание импортной продукции в кризисный период подстегнет процессы импортозамещения в отрасли сбылись лишь отчасти. В непростые кризисные времена еще в большей мере повысился спрос на недорогие детские товары, вследствие чего активизировался и приток контрафакта, ранее составлявшего порядка 30%, а теперь достигшего, по оценкам экспертов, 40%. В результате проблема борьбы с поступлением на отечественные рынки контрафактной дешевой и некачественной продукцией еще более обострилась.

Но при этом, продолжила собеседница, наметились и позитивные подвижки в отечественном производстве. «Здесь счастливо сошлись два фактора. Вследствие удорожания импорта, повысился спрос россиян на товары средней и низкой ценовой категории, и при этом появились предприниматели, заинтересованные в “освоении” данного, нового для них, перспективного сегмента. И теперь главная проблема заключается в том, чтобы эти предприниматели смогли получить доступ к “длинным” деньгами взять кредиты под проекты по обустройству и модернизации соответствующих производств. Соответственно, и главная задача властей сегодня заключается в том, чтобы помочь им в получении необходимых средств для развития промышленности в отрасли», — подчеркнула президент ассоциации.

Ряд проектов, отметила она, уже удалось запустить. И в том числе, например, технопарк по производству детских игрушек в Тольятти. Там сейчас идет подготовка соответствующих производственных площадей и закупается оборудование. И уже осенью, как предполагается, начнется выпуск изделий из металла: детских санок и колясок, самокатов, велосипедов, оригинальных спортивных тренажеров. На очереди и второй здешний проект по производству продукции из пластмассы, разработанной по новейшим технологиям. То есть, процесс пошел.

И он продвигался бы еще более успешно, пояснила Цицулина, если бы «детская» индустрия, наконец, обрела ведомственную принадлежность. Пока же, предложения Ассоциации о внесении дополнений в постановление правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации», предусматривающих включение в функции Минпромторга также выработку государственной политики и обеспечение нормативно-правовому регулирования в сфере производства детских товаров и детской игровой продукции и оказания гос услуг в указанной сфере не реализованы.

«Детская» отрасль по-прежнему не обозначена в перечне полномочий названного ведомства. Без чего рассчитывать на полноценную оперативную поддержку госструктур, в том числе при реализации новых модернизационных проектов, затруднительно, уточнила глава Ассоциации. И выразила надежду на то, что в текущем году вопрос о «прописке» отрасли удастся решить.

Хотя следует признать, добавила Цицулина, что, в целом, внимание к отрасли со стороны государства в последнее время усилилось. Проблематике индустрии детских товаров уже было посвящено несколько президентских и правительственных распоряжений, и практически каждый месяц в Минпромторге проводятся совещания по вопросам функционирования отдельных сегментов отрасли. «Очень важно сейчас правильно определить возможные направления ее развития и выживания в России, в которой, как известно, организацию успешного производства можно приравнять к подвигу», — пояснила президент АИДТ. С этой точки зрения, по ее словам, перспективным, в первую очередь, представляется производство крупно габаритных товаров, вроде, больших пластмассовых машин или колясок, которые везти издалека достаточно накладно, или, например, скоропортящихся продуктов — всего того, что называется «территориальным производством». Причем обеспечение отечественного выпуска подобных товаров, помимо прочего, должно поспособствовать и их удешевлению.

Пока же, с учетом таможенных и иных затрат, многие импортируемые детские товары, тем более, брендовые (подразумевающие также и немалые расходы на продвижение в стране конкретных брендов), зачастую, действительно, оказываются не по карману большинству россиян. Кстати, говоря о торговой сфере, также следует учесть и необходимость развития цивилизованной розничной торговли, заинтересованной в продвижении, отечественной продукции на прилавки — при условии, разумеется, ее конкурентоспособности и доступности для российских семей.

Эта проблема уже достаточно актуальна для ряда регионов и еще большую остроту ей придают известные планы по расширению таких зарубежных сетевых «монстров», как «Метро» и «Ашан», сформулировала глава ассоциации. И, в данной связи, также упомянула о необходимости формирования и соответствующих современных сервисов, в которых покупатели могли бы, в частности, получить консультации по эксплуатации всевозможных непростых техно игрушек и развивающих игр. Впрочем, чтобы помочь ребенку в них разобраться, достаточно компетентными должны быть и сами родители, которые зачастую не хотят утруждать себя «игрушечными» вопросами, резюмировала собеседница.

По ее убеждению, лишь в результате консолидации усилий всех заинтересованных сторон из числа взрослого населения, «детская» индустрия в России в ближайшие годы сможет закрепить свои позиции (в значительной мере, утраченные в постсоветский период) и продвинуться вперед.

Почему комментарии платные?

Уважаемый читатель!

Мы ввели платную подписку на комментарии, чтобы удерживать общение пользователей в уважительном русле, исключив оскорбления, провокации, ненормативную лексику, а также спам, флуд и другие виды неконструктивного диалога. Чтобы добавлять собственные комментарии, необходимо оплатить подписку.