Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
3 июня 2010, источник: Вести.Ru

Крупнейшие мировые производители техники не сдали тест на экологичность

Организация «Гринпис» представила «Справочник экологически чистой электроники». Специалисты «Гринпис» изучили продукцию 18 мировых лидеров по производству электротехники и поставили им оценки в зависимости от того, кто наносит меньше ущерба экологии и здоровью людей. Такой перечень публикуется уже в 15-й раз. Об особенностях нынешнего справочника – корреспондент «Вести ФМ» Матвей Попов.

Факторов, по которым «Гринпис» оценивал различные компании, было несколько: использование возобновляемой энергии, отношение к климатическим изменениям и применение при изготовлении электротехники некоторых опасных веществ. Какие именно, нам рассказал Иван Блоков, директор по программам «Гринпис Россия».

«Два основных вещества — это поливинилхлорид и бромированные замедлители возгорания, так называемые BFR. Так вот, поливинилхлорид используется при изготовлении корпусов и оплетки проводов, а бромированные замедлители используются для уменьшения вероятности возгорания компьютеров. В обоих случаях существуют адекватные замены, они давно известны и, в общем, ненамного дороже. Возможно, они менее удобные, поскольку производство пока менее развито», — поясняет Блоков.

Все эти вещества токсичны — и при производстве, и при использовании. Проблемы возникают и во время утилизации, отметил эксперт.

«Поливинилхлорид — это очень известное вещество, которое при сгорании выделяет диоксины. Проблемы, связанные с утилизацией, так и остаются, поскольку часто при утилизации мусор возгорается, даже если он не поджигается намеренно. Кроме того, поливинилхлориды проникают в отдельных случаях непосредственно в продукты или в воду, если с ними контактировать», — утверждает Блоков.

На сайте «Гринписа» рейтинг показан как шкала с разноцветными делениями от одного до десяти. Чем ближе к единице, тем шкала краснее, тем производство опаснее. Чем ближе к десятке, тем более компания соответствует требованиям «Гринпис». По оценкам этой организации, ни одна из компаний не заслужила максимальной оценки в 10 баллов. Ближе всего к этому результату подобрались корпорации «Нокиа» и «Сони Эриксон» (соответственно, 7, 5 и 6, 9 баллов). Эти результаты не удивляют ведущего аналитика компании Mobile research group Эльдара Муртазина.

«Экологичность тех или иных продуктов электроники — это вещь относительная, и люди не готовы за нее платить. Если говорить о компании “Сони Эрикcон”, то она делает упор на то, что выпускает экологичные продукты из переработанного пластика и делает соответствующую наценку на эти телефоны — они дороже на 20-25% телефонов других производителей со сравнимыми характеристиками. “Нокиа” такой наценки не делает и за счет этого, возможно, ее продукты более популярны — эта экологичность идёт “в пакете”, без всяких наценок», — рассказывает Муртазин.

Компании «Тошиба» и «Самсунг», которые на протяжении последних лет соперничали за третье место, в этот раз показали не лучший результат — соответственно, 13 и 14 место. Как сообщается, обе компании не успели отказаться от использования вредных веществ в производстве, хотя сделать это обещали. «Гринпис» также обвиняет «Самсунг» в том, что тот пытался скрыть эту информацию от потребителей.

Третье место занял концерн «Филипс». В красной зоне — то есть ниже пяти баллов — оказалось подавляющее большинство фирм — 13 из 18. Кроме уже упомянутых «Тошибы» и «Самсунга», это «Эппл», «Панасоник», «Шарп», «Делл», «Эйч Пи» и многие другие. В замыкающей тройке – «Майкрософт», «Леново» и «Нинтендо».

Эльдар Муртазин говорит, что сейчас есть мода на экологию, недаром лидер гринписовского списка «Нокиа» с недавних пор прикладывает к телефонам паспорта экологичности аппаратов, в которых рассказывает, сколько углекислого газа было выделено при производстве, сколько телефон затрачивает энергии в течение дня. Эксперт считает, что движение за экологию стало массовым, прежде всего в Европе и США, так что следует ожидать, что все крупные производители будут стараться ему следовать. Эта тенденция прослеживается и в рейтингах «Гринпис»: если в 2006 большинство производителей получали от одного до четырех баллов, то теперь средний результат — в промежутке от четырех до пяти.