Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
15 июня 2010, источник: РИА Новости

Аналитики видят перспективы возможного слияния Уралкалия и Сильвинита

МОСКВА, 15 июн — РИА Новости. Изменение структуры акционеров «Уралкалия» вряд ли повлияет на операционную деятельность компании, при этом аналитики считают перспективным возможное слияние ее со вторым крупнейшим в России производителем хлористого калия — «Сильвинитом» (часть акций которого также оказалось у одного из новых совладельцев «Уралкалия»), следует из опроса, проведенного РИА Новости.

В понедельник ОАО «Уралкалий» (Березники, Пермский край) сообщило, что его основной акционер Дмитрий Рыболовлев продал контрольный пакет акций (53,2%) Сулейману Керимову, купившему 25% акций «Уралкалия», Александру Несису (15%) и Филарету Гальчеву (13,2%). По данным источника на рынке, знакомого с ходом сделки, стоимость пакета в 53,2% акций составила чуть более 5 миллиардов долларов. Кроме того, по данным источника, Керимов приобрел у Рыболовлева еще 20% акций второго крупнейшего российского производителя калия ОАО «Сильвинит» (Соликамск, Пермский край).

«Уралкалий» пока не комментирует подробности этой сделки. В свою очередь, пресс-служба «Сильвинита» пока не располагает информацией об изменении состава акционеров, сообщил РИА Новости ее представитель.

«Нет необходимости менять управление»

Опрошенные аналитики сходятся во мнении, что изменение состава акционеров «Уралкалия» вряд ли повлияет на операционную деятельность компании и состав ее топ-менеджмента.

«Топ-менеджмент “Уралкалия” очень профессиональный, давно себя зарекомендовал, и нет смысла его менять», — считает аналитик по химии и нефтехимии ИК «Финам» Дмитрий Терехов. С ним согласен аналитик UBS Алексей Морозов: «Топ-менеджеры “Уралкалия” хорошо сработали во время кризиса, и стратегия развития у компании хорошая». Также эксперты отмечают, что у березниковского производителя устойчивое финансовое и операционное состояние. «Нет необходимости что-то менять. Кроме того, на рынке не так много людей, которые могли бы очень эффективно управлять калийной компанией», — продолжает Морозов.

Впрочем, у новых акционеров, может появиться желание поставить своего человека в финансовый блок, добавляет Терехов.

Может ли быть слияние с «Сильвинитом»?

Между тем, приход новых инвесторов в «Уралкалий», а также — «Сильвинит» повышает вероятность возможного слияния двух основных производителей хлористого калия в РФ.

«ФАС, думаю, будет не очень одобрительно смотреть на эту сделку. Хотя конечное решение — разрешить сделку или нет, скорее всего, будет зависеть от высшего политического решения», — отмечает Терехов. По его мнению, два производителя будет в России или один — от этого ситуация принципиально не изменится, особенно с учетом того, что российский рынок занимает небольшую часть объема продаж обоих компаний, экспортирующих порядка 90% своей продукции.

По мнению Морозова, одобрит ФАС сделку или нет, зависит от того, гарантирует ли объединенная компания стабильность цен для внутреннего рынка и в будущем. «С одной стороны, объединение “Уралкалия” и “Сильвинита” — это создание классической монополии. Однако, в принципе, если цена на калий останется регулируемой и в будущем, то может быть ФАС эту сделку и разрешит. Ведь задача ФАС — избежать неконтролируемого увеличения цен монополиями “, — Морозов.

Аналитик „ЮниКредит Секьюритиз“ Марат Габитов также считает, что у ФАС нет особых причин препятствовать возможной сделке, в первую очередь из-за того, что обе компании ориентированы на экспорт, а цены на внутреннем рынке обе компании удерживают на более низком уровне. „Рынок сам по себе уже монопольный“, — отмечает он.

Возможность слияния зависит от того, насколько эта сделка интересна контролирующему акционеру Сильвинита”, продолжают эксперты. “Сложно прогнозировать, как к этой идее отнесутся акционеры „Сильвинита“. Хотя, конечно, смысл в объединении есть”, — говорит Габитов.

“Уралкалий” данную тему не комментирует. Как заявили РИА Новости в “Сильвините”, предложений о слиянии с “Уралкалием” компании не поступало.

Эффект Синергии

Объединение могло бы позволить калийным компаниям избавиться от дублирующих административных и управленческих функций и получить эффект синергии продаж на рынки, отметили аналитики. “Основной плюс объединения с точки зрения операционной работы компании — объединение объемов под единого трейдера”, — говорит Морозов.

Терехов также отмечает, что крупный синергетический эффект возможен на уровне капитализации объединенной компании. “Вместо двух игроков с капитализацией каждого 6-8 миллиардов долларов в итоге может получиться компания со значительно большей суммарной стоимостью. Я думаю, для акционеров слияние активов было бы интересно в плане долгосрочной перспективы”, — продолжил Терехов. По его оценке, если объединенная компания будет продолжать сотрудничать с “Белоруськалием” (в настоящее время “Уралкалий” и “Беларуськалий” имеют общего трейдера “Белорусская калийная компания” — прим. ред), то она могла бы выйти на первые позиции по объему поставок на мировом рынке».

По мнению Морозова, единому производителю будет легче контролировать ситуацию на внешнем рынке, в том числе удерживать цены от падения или поднимать цены, когда рынок восстанавливается.

Объединение компаний может быть выгодно для «Сильвинита» и в том плане, что ему не надо будет проходить путь, который уже проделала публичная и открытая компания «Уралкалий», считает Терехов.

Уже осуществленная сделка «Уралкалию» является временным решением и лишь первым этапом более сложной схемы, в рамках которой Сулейман Керимов и его партнеры выступают скорее в роли банкиров, нежели стратегических инвесторов, полагает Габитов.

Конечным покупателем «Уралкалия» может оказаться ГМК «Норильский никель», добавляет эксперт. По оценке «ЮниКредит Секьюритиз», «Норильский никель» является единственной компанией, обладающей достаточными деньгами для такой сделки, а также имеет убедительные стратегические основания для подобной покупки.

«Вхождение калийных компаний в диверсифицированный холдинг усилило бы их позиции, они могли бы позволить себе сокращение производства, чтобы добиваться более высокой цены на внешних рынках», — резюмирует Габитов.