Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
18 июня 2010, источник: Ведомости

Страна издержек

Производителям автокомпонентов пока нет смысла строить заводы в России. Импортная продукция обходится дешевле местной сборки примерно на 20%

Об этом заявил вчера президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров. Чтобы привлечь в Россию производителей автокомпонентов, необходимо, чтобы их продукция была хотя бы на 5-10% дешевле импортной, указал он. Это происходит из-за более дорогого финансирования в России, неразвитости логистики и неблагоприятного инвестиционного климата. К тому же многие производители совсем недавно развернули крупные производства в Восточной Европе, которые с легкостью могут выполнять заказы из России, сетует Комаров.

Управляющий партнер BCG Эвальд Крайд согласен с Комаровым. Главный отрицательный фактор, влияющий на уровень издержек, — пока еще малый объем производства по сравнению с Европой, говорит он. К тому же в России контролю качества уделяется недостаточно внимания, что приводит к слишком высокому уровню брака, добавляет Крайд.

Похожая ситуация и в Китае. По данным BCG, локализация там производства увеличивает издержки по сравнению с импортом на 9%. Зато строительство заводов в Бразилии позволяет поставщикам компонентов экономить 11%.

За счет больших объемов, контроля качества и снижения транспортных издержек при размещении производств рядом с автозаводами альянс «АвтоВАЗа» и Renault-Nissan мог бы способствовать снижению издержек поставщиков примерно на 20%, говорит Комаров. Но снизить их еще на 5-10% должно помочь государство, считает он. Главное, чем могло бы помочь государство, — это строительством инженерной инфраструктуры для компонентных производств, а также созданием особых экономических зон для них, отмечает представитель «Соллерса». Иностранные производители компонентов готовы инвестировать в оборудование, но не хотят тратиться на строительство инфраструктуры. Сам «Соллерс» собирается развивать производство комплектующих в ОЭЗ «Алабуга» в Татарстане, в прошлом году компания получила под госгарантии кредит на 3,2 млрд руб. на развитие этого проекта.

Отрицательную роль в привлечении иностранных поставщиков играет и режим промсборки — ведь автопроизводители импортируют детали по ставкам не более 5%. Так что некоторым поставщикам нет смысла переносить производство в Россию, отмечает руководитель автомобильной практики Ernst & Young Иван Бончев.

Нет никакого смысла размещать производство всех компонентов в России, считает исполнительный директор Национальной ассоциации поставщиков автомобильных комплектующих Михаил Блохин. Это интернациональный бизнес. Один завод очень часто обеспечивает своей продукцией и другие страны.