Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
21 июня 2010, источник: Ведомости

Поехали налево

Жители Дальнего Востока и Сибири начинают пересаживаться на подержанные леворульные автомобили. Причина в дефиците других вариантов и ожидании запрета на правый руль

Доля сделок, совершенных покупателями из Сибири и Дальнего Востока на 38 крупнейших площадках по продаже подержанных автомобилей в европейской части России, в мае 2010 г. выросла до 18%, подсчитали эксперты компании «Подборавто», брокера по подбору подержанных автомобилей. В 2008 г. эта доля составляла 2-3%, а в 2009 г. — 7%. По данным компании, большинство покупателей приезжают из Владивостока, Хабаровска, Красноярска и Новосибирска, причем чаще всего за дорогими автомобилями: около 40% таких клиентов ищут машины стоимостью выше 1 млн руб. и столько же — дороже 1,5 млн руб. Всем им нужны машины с левым рулем.

Причин роста спроса на левый руль две: фактическое прекращение импорта из Японии автомобилей с правым рулем после повышения таможенных пошлин полтора года назад и боязнь потребителей купить «запрещенный» автомобиль, считают эксперты «Подборавто».

Спрос за Уралом на левый руль стал резко расти после утверждения осенью 2009 г. нового техрегламента безопасности транспорта, говорит Олег Куликов, консультант по автобизнесу из Новосибирска. Документ запрещал использование 17-значного VIN-кода (им маркируются автомобили, выпущенные для японского рынка), а также установку фар ближнего света, настроенных на левостороннее движение. Позже Минпромторг заявил, что снимает эти требования. Но паника за Уралом не прекратилась, отмечает Куликов.

Главная же причина роста спроса на автомобили с левым рулем — дефицит праворульных, считает специалист по авторитейлу из Новосибирска Дмитрий Митяшин. Автомобили, завезенные из Японии до повышения пошлин, заканчиваются, новых ввозится мало, поэтому потребители вынуждены обратить свои взгляды на запад, объясняет он. Некоторые компании, перегонявшие праворульные машины, сейчас даже переключились на левый руль, рассказал «Ведомостям» один из частных перегонщиков. По данным агентства «Автостат», в 2009 г. объем импорта из Японии автомобилей в возрасте до пяти лет снизился в 25 раз примерно до 1000 автомобилей в месяц.

В целом доля «правого руля» в Зауралье за два года снизилась с 90 до 60-70%, оценивает Митяшин.

Новых леворульных машин в самом популярном у покупателей ценовом диапазоне — около 500 000 руб. — за Уралом тоже мало: как и по всей стране, у дилеров в дефиците многие модели Hyundai, Suzuki, Chevrolet, говорит Куликов. У Hyundai за I квартал 2010 г. доля продаж на Дальнем Востоке по сравнению с тем же периодом 2009 г. выросла на 1%, а в Сибири — на 1,5%, сообщил представитель «Хендэ мотор СНГ». У Chevrolet эта доля осталась неизменной, но компания замечает рост спроса за Уралом и планирует вывести марку, представленную пока в Сибири, на Дальний Восток, рассказал представитель Chevrolet.