Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
4 июля 2010, источник: Вести.Ru

Китай: трамплин в будущее

Китай вырвался в мировые лидеры по темпам строительства скоростных железных дорог. Первого июля открыто еще 300 километров, которые китайский поезд преодолевает за один час 13 минут.

И впечатляет не столько скорость поезда — 350 километров в час — сколько бурный рост всей транспортной инфраструктуры: от городского метро до высокогорных дорог.

Трудно поверить, что в шестидесятые пекинская подземка была элитарным транспортом. Билеты на метро распределяли по организациям — в качестве поощрения передовикам. Сегодня ударными темпами поражает само метро: всего за один год на карте Пекина появятся сразу пять новых веток, а в 2015-м столица Китая станет мировым рекордсменом по общей протяжённости линий.

«В генеральном плане развития города метрополитену отводится ключевая роль. Через пять лет его протяжённость составит 561 км, а в 2020 году — около тысячи. Мы надеемся пересадить миллионы людей с надземного транспорта на подземный», — рассказывает начальник пресс-службы пекинского метрополитена Цзя Пэн.

Бешеные темпы строительства не только радикально трансформирует городскую среду, но и дают мощный импульс экономике: на расширение метро по всему Китаю будет потрачено более 100 миллиардов долларов. Деньги эти получит отечественный производитель: именно китайские компании делают подвижной состав, стройматериалы, системы сигнализации и связи.

У китайских метростроевцев грандиозные планы. В ближайшие годы система подземного транспорта охватит 22 города. В общей сложности будут построены 89 новых линий протяжённостью более двух с половиной тысяч километров. О том, что именно локомотив вытянет экономику в XXI веке, в Китае заговорили давно. Одним из таких проектов стала знаменитая «Дорога в небеса» — магистраль, связавшая внутренние районы с Тибетом. Поездка на таком составе — словно восхождение на заснеженные вершины Цинхай-Тибетского нагорья. Из-за разряженной атмосферы пассажиров приходится снабжать препаратами от горной болезни и специальными кислородными трубками.

Впрочем, новые высоты покоряет вся инфраструктурная отрасль. В течение последних лет инвестиции в этот сектор растут примерно на 20 процентов в год. Это единая транспортная стратегия «большого скачка». К 2020 году всю страну должна соединить сеть современных железных дорог и скоростных автомагистралей.

Города, тем временем, всё глубже внедряются под землю — этого от китайцев требует сама жизнь. Ведь темпы урбанизации едва поддаются измерению. Два года назад доля городского населения составляла 45 процентов, а ещё через десять лет она достигнет 65. На практике это означает толчею в час пик и отдавленные ноги.

Как и любое метро, пекинская подземка — это портрет страны и эпохи. Экономический бум двухтысячных породил новый, доселе невиданный стиль. Постиндустриальный минимализм в сочетании с неброским хай-теком. Из украшений — мультимедийные экраны и рекламные модули. Очередей практически нет. На смену хмурым билетёршам пришла компьютеризированная система продажи билетов и смарт-карты. Ими ещё можно платить в автобусах, такси и закусочных быстрого питания. Вагоны с телевизорами и кондиционерами, пандусы для инвалидов и рельефная разметка для слепых. В наследство от пекинской Олимпиады остались объявления на английском и служба безопасности на входе. Она, правда, работает не слишком эффективно. На тщательную проверку каждого пассажира не хватает времени. Ведь по статистике, каждый день в пекинскую подземку спускаются пять миллионов человек.

«Дорога в тысячу ли, — гласит китайская пословица, — начинается с первого шага». И именно дороге, будь она под землёй или над ней, китайцы отводят роль трамплина, с которого экономика должна стартовать в будущее.