Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
5 июля 2010, источник: Вести.Ru

Российские и китайские истребители столкнулись на мировом рынке оружия

Российские авиастроители вынуждены признать, что на мировом рынке оружия появился новый серьезный конкурент — Китай. Глава МиГа и АХК «Сухого» Михаил Погосян выступил против подписания нового крупного контракта на поставку российских реактивных двигателей РД-93, которыми оснащаются китайско-пакистанские истребители FC-1.

Контракт на поставку в Китай 100 двигателей РД-93 планировалось подписать к маю. Однако Погосян считает, что FC-1 является прямым конкурентом российских МиГ-29. Радиостанция «Вести ФМ» поговорила об этом с директором Центра анализа стратегий и технологий Русланом Пуховым.

«Вести ФМ»: Правда ли, что китайский самолет FC-1 является прямым конкурентом российских МиГов?

Пухов: Я думаю, что все на самом деле гораздо тоньше, гораздо сложнее, чем это зачастую кажется непосвященному наблюдателю. В частности, конечно же, китайские вооружения сделаны зачастую с нарушением интеллектуальной собственности или являющиеся деривативами от российских, советских вооружений. В настоящий момент они предлагаются на мировой рынок и кое-где даже продаются. Сказать, что они являются реальной угрозой российскому экспорту пока нельзя. Эта угроза, скорее, потенциальная, чем материализовавшаяся. И уж тем более вряд ли можно говорить о том, что они смогут в обозримом будущем бросить нам серьезный вызов в области боевой авиации. Я думаю, что они будут продавать свой самолет на те рынке, куда по каким-то причинам Россия не может или не хочет ходить, как, например, Пакистан.

«Вести ФМ»: Тем не менее, один из рынков – Египет, куда Россия также собиралась поставлять свои истребители.

Пухов: Дело в том, что Египет – это страна, которая в области своей безопасности закупок вооружений крайне сильно зависит от США. Они получают помощь в размере полутора-двух миллиардов каждый год — именно эти деньги они тратят на закупку вооружений. Поэтому, мне кажется, что еще совсем недавно невозможно было бы даже и думать, что они будут что-то закупать на стороне, кроме как у Америки, серьезные системы. Я думаю, сейчас египетское руководство добилось в большей степени независимости — оно может себе позволить закупать самолеты, но в данном случае оно всерьез будет рассматривать только русское предложение.

«Вести ФМ»: Почему вы так думаете?

Пухов: Во-первых, китайские самолеты однозначно хуже и слабее.

«Вести ФМ»: Но при этом они дешевле?

Пухов: Да, но деньги в данном случае придется тратить американские. И, скажем, на фоне «перезагрузки» с Россией, американцы, вполне возможно, не будут сильно возражать, если египтяне захотят купить какое-то количество самолетов у России. Но я думаю, что американцы, которые рассматривают Китай своим геополитическим противником в XXI веке, вряд ли будут счастливы, что их деньги, деньги американских налогоплательщиков, минуя египетские счета, попадут к китайцам – это раз. Второе, самолет этот не является, как вы понимаете, на 100% китайским. Одна из ключевых его систем – двигатель — является российской.

«Вести ФМ»: Именно поэтому Погасян выступает против этой сделки?

Пухов: Я и говорю, что в случае какого-то ухудшения отношений мы можем перекрыть поставку двигателей, поэтому египтянам попадать под двойной пресс — с одной стороны, политический пресс американцев, с другой стороны, коммерческий пресс России — я думаю, далеко не с руки. Поэтому, мне кажется, что страхи того, что именно в Египте этот самолет вышибет наш МиГ, я думаю, преждевременны.