Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Сколько на самом деле мартышек в Удаве из «38 попугаев»?Помните первую серию кукольного мультсериала, в которой животные думают, как измерить рост Удава?
7 июля 2010, источник: Вести.Ru, (новости источника)

Потребительское «самочувствие» россиян улучшается

Во втором квартале текущего года индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания россиян, вырос на 3 процентных пункта и составил минус 7% против минус 10%.

Тогда как, в январе-марте кризисного 2009-го он упал до десятилетнего минимума, достигнув минус 35%. Соответствующие данные привел в среду Росстат. Как констатировалось в его обзоре, результаты проведенного исследования «свидетельствуют об устойчивом повышении уровня потребительских ожиданий населения».

При этом позитивные сдвиги наблюдались по всем компонентам индекса. В наибольшей степени выросли уровни индексов, связанных с изменениями в личном материальном положении и в экономике России. Так, индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении достиг положительной величины в 0,3%, превысив на 4 пункта показатель первого квартала. Индекс же произошедших изменений в личном материальном положении повысился на 6 процентных пунктов до минус 8%. А индекс произошедших изменений в отечественной экономике поднялся на 12 пунктов до минус 6%.

Следует отметить, что в большинстве стран Евросоюза сегодняшние уровни совокупных потребительских ожиданий свидетельствуют о менее позитивном общем настрое их жителей. Даже в Германии, например, индекс потребительской уверенности составил во втором квартале минус 9,3% (при —17,4% в первые три месяца 2010 года). А в Греции, чья экономика переживает кризис, эти параметры еще хуже: соответственно, минус 66,9% и минус 50,5%. При этом население некоторых государств еврозоны демонстрирует миру непоколебимую потребительскую уверенность, к примеру, Финляндия (16,8% и 17,2% в первом и втором кварталах) или Дания (10,8% и 17,3%).

Впрочем, и отмеченный уже пятый квартал подряд рост этого показателя в России также следует признать положительным фактором, заметил Вестям.Ru директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. По его словам, как только макроэкономическая ситуация в стране стала стабилизироваться и люди почувствовали себя поувереннее, они вспомнили и о собственных прежние планах по совершению тех или иных покупок, отложенных ими в кризисный период.

А потому не удивительно, что устойчивый рост сегодня демонстрирует и отечественная розничная торговля, объемы продаж в которой в мае 2010-го, по сравнению с аналогичным прошлогодним месяцем, увеличились на 5,1%, уточнил Николаев. Правда, в последующие месяцы, по его мнению, позитивная динамика, вряд ли, продолжится и будут сохраняться нынешние уровни. Если, конечно, вновь кардинально не ухудшится макроэкономическая ситуация, что неизбежно аукнется и резким падением индексов потребительской уверенности, сходным с тем, что наблюдался в начале 2009 года, констатировал директор департамента стратегичкеского анализа ФБК.

По предположению же аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, во втором полугодии, вероятно, индексы потребительской уверенности россиян, свидетельствующие об укреплении общего их оптимистического настроя, будут расти. И также, очевидно, продолжится наметившийся с начала 2010 года восходящий тренд в сфере розничной торговле, рост в которой к концу года может достигнуть 5-8%, подчеркнул Клягин, Правда, пояснил он Вестям.Ru, непосредственно увязывать расчетные параметры соответствующих индексов с конкретными экономическими показателями все же не совсем корректно. Хотя на формирование тех и других влияют сходные факторы, увязанные с уровнями доходов населения, безработицы, динамики потребительского кредитования и т.д.

«Ожидаемым позитивным результатом, обусловленным постепенным улучшением общего потребительского “самочувствия” россиян», сочла объявленные Росстатом показатели второго квартала и аналитик ФК «Открытие» Мария Бовыкина. Но, по ее мнению, до конца года ожидать существенного повышения планки «потребительского» индекса все же не стоит. А что касается розничных продаж, активность которых, пусть и не напрямую, но все же связана, несомненно, с общей уверенностью покупателей в сегодняшнем и завтрашнем дне, то их прирост по итогам года прогнозируется на уровне 3,5%, сообщила Вестям.Ru Бовыкина. Как она напомнила, в первом квартале рост розничного товарооборота в России составил 1,5%.