Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
13 июля 2010, источник: Вести.Ru

Аналитики: у «Почты России» есть потенциал для развития

За последние пять лет число россиян, регулярно, не менее раза в месяц, посещающих почтовое отделение, снизилось с 54% до 42%. А доля тех, кто никогда сюда не приходил, увеличилась с 2% до 13%, свидетельствуют данные ВЦИОМ.

При этом чаще всего россияне оплачивали по почте коммунальные или другие счета. Количество же пользователей традиционных почтовых услуг за минувший год существенно сократилось: с 27% до 16% меньше стали отправлять письма, с 12% до 7% — посылок и с 16% до 12% — оформлять подписку. Телеграммы отправляли лишь 5% респондентов.

Впрочем, и относительно новые виды услуг по погашению кредитов (6%), заказу товаров по каталогу (4%), доступу в Интернет (2%) и страхованию (1%), судя по результатам опроса, также оказались не очень востребованы.

Но, быть может, и сама по себе почта в современных реалиях постепенно вымирает, как вид бизнеса? Отвечая на этот вопрос Вестей.Ru, старший аналитик ИФК «Метрополь» Марк Рубинштейн заметил, что пока, очевидно, хоронить почту рано. Сегодня почтовые службы и в других странах продолжают осуществлять как традиционные функции связи, так и приобретающие все большую актуальность услуги, в частности, по экспресс-доставке. Хотя, поскольку, подобные предприятия повсеместно являются государственными, им, разумеется, сложнее выдерживать конкуренцию с частными структурами, подчеркнул Рубинштейн.

Безусловно, потенциал для развития, в том числе и в новых сегментах услуг, у отечественной почты есть. Но, пока, к сожалению, он не задействован в должной мере, пояснил Вестям.Ru ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. По его мнению, из-за известных недостатков в работе российских почтовиков, таких, как медлительности и ненадежности, они продолжают терять своих клиентов. Развивая тему оперативности отечественной почтовой связи, аналитики, в частности, ссылались на то, что на доставку заказного письма из Москвы в Санкт-Петербург сегодня уходит до пяти дней.

Как сообщили, в этой связи, Вестям.Ru в пресс-службе ФГУП «Почта России», проблема несоблюдения контрольных сроков доставки обусловлена 100-процентной ручной сортировкой корреспонденции. Для ее решения предполагается создать сеть «почтовых заводов» — автоматизированных сортировочных центров (АСЦ) по всей России. В 2009 году был введен в эксплуатацию Московский региональный АСЦ, который охватил автоматизированной сортировкой 8 субъектов Центрального федерального округа с общей численностью населения около 25 миллионов человек. Осенью 2010-го планируется запустить АСЦ в Санкт-Петербурге. Также в текущем году начнется строительство АСЦ в Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Новосибирске.

Всего на модернизация почтовой инфраструктуры и развитие сервисной составляющей в этом году «Почта России» направит 12 миллиардов рублей, вдвое больше, чем в 2009-м. Разумеется, подчеркнули в пресс-службе ФГУП, осуществить поставленные задачи по созданию АСЦ, модернизации технологической и транспортной инфраструктуры, реконструкция отделений почтовой связи невозможны без финансовой господдержки.

«И “Почта России”, безусловно, ожидает, что государство также поучаствует в финансировании разработанного здесь плана модернизации инфраструктуры федеральной почтовой связи Российской Федерации до 2013 года. Причем из общего объема инвестиций в почтовую отрасль в 101 миллиард рублей, как предполагается, 47,6 миллиарда рублей будут обеспечены за счет федерального бюджета, а 53,6 миллиарда рублей инвестирует ФГУП из собственных или заемных средств.»

Необходимость инвестирования в развитие инфраструктуры «Почты России» предопределена ее социальной значимостью, продолжил представитель ФГУП. По его словам, «Почта России» — единственный оператор универсальной почтовой связи, оказывающий услуги по регулируемым государством тарифам. Кроме того, предприятие активно участвует в реализации проектов национального масштаба, в том числе, в проекте по созданию «электронного правительства».

А, вообще, у «Почты России» есть хорошие предпосылки для превращения в коммерчески успешную компанию, которая реализует важнейшую социальную миссию и предоставляет целый спектр современный рентабельных сервисов. Эффективность осуществляемой ею стратегии развития подтвердилась и финансовыми итогами 2009 года. В прошлом кризисном году ФГУП- впервые оказалось безубыточным, получив чистую прибыль в 306 миллионов рублей, констатировали в «Почте России».

Как здесь добавили, всего в прошлом году было принято и доставлено1,5 миллиарда простых и заказных писем и бандеролей и около 50 миллионов посылок. При этом, хотя спрос на пересылку письменной корреспонденции со стороны физических лиц снижался, повышались объемы корпоративной почты. А при уменьшении доли письменной корреспонденции увеличивалась масса посылочной почты, что связано с развитием дистанционной и интернет-торговли. Причем особенно активно развивались услуги, признанные на предприятии «драйверами роста», экспресс-почта и прием платежей в пользу третьих лиц. В 2009 году «Почта России» увеличила свою долю на рынке экспресс-доставки на 4% до 16%. И всего за прошлый год в России было обработано и доставлено 3,4 миллиона отправлений EMS — это на 21% больше, чем в 2008 году. Впрочем, прямым конкурентом известных мировых экспресс-перевозчиков, вроде DNL, ФГУП не является, так как работает в эконом-сегменте и занимается отправкой грузов с использованием сети почтовой связи, рассказали в «Почте России».

Среди финансовых услуг в 2009 году наибольший рост в 23% здесь был зафиксирован в сегменте платежей в пользу третьих лиц (платежей за коммунальные услуги, за услуги электросвязи и сотовой связи, Интернет и кабельного телевидения, различных пошлин, штрафов). Кроме того, «Почта России» продолжает расширять спектр современных высокорентабельных сервисов. Так, например, в первом полугодии 2010 года началось оказание услуги срочного денежного перевода («Форсаж»), обеспечивающей перевод денежных средств за несколько минут. А для корпоративных клиентов внедрена услуга «Гибридная почта», предназначенная для массовых адресных рассылок почтовой корреспонденции. Также стартовали услуги по продаже мобильных телефонов эконом-класса, подключению и оплате сотовой связи через сеть почтовых отделений, которые обеспечат предприятию дополнительные источники доходов. И в целом, в текущем году здесь планируют получить порядка 109 миллиардов рублей операционного дохода, что на 13% больше аналогичного прошлогоднего показателя.

Насколько выполнение этих планов скажется на изменении соответствующих оценок россиян, станет ясно из последующих соцопросов. Как уведомили Вести.Ru во ВЦИОМ подобные социсследования здесь стараются проводить регулярно.