Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
20 июля 2010, источник: Вести.Ru, (новости источника)

Авторитетный британский аукцион провернул гигантскую аферу

Предприниматель Виктор Вексельберг, которого в Лондоне знают как русского коллекционера, подал в суд на британский аукцион «Кристис». Вексельберг купил картину Бориса Кустодиева, а она оказалась подделкой. Теперь владелец полотна требует вернуть деньги, а британцы настаивают на своей экспертизе.

Борис Кустодиев, наверное, мог только мечтать о том, чтобы его картина была продана за такую сумму. В 2005 году на аукционе «Кристис», в рамках дней русского искусства, его полотно «Обнаженная в интерьере» («Одалиска») ушло с молотка за 1,7 миллиона фунтов стерлингов — это почти три миллиона долларов. Это в семь раз больше стартовой цены, рекордная сумма за работу Кустодиева!

Но вскоре авторитетные российские эксперты один за другим начали утверждать, что «Одалиска» фальшивая. Первые подозрения появились уже через несколько месяцев после покупки.

«Одалиска» была написана в 1919 году — к этому моменту Борис Кустодиев уже 10 лет был прикован к инвалидному креслу с туберкулезом позвоночника. Но именно в этот период он написал свои самые яркие и жизнерадостные картины. Правда, теперь над «Обнаженной в интерьере» краски стремительно сгущаются. По просьбе Виктора Вексельберга был проведён целый ряд экспертиз. Все — с неутешительным результатом. Выходит, что оригинал находится непонятно где, а это — картина неизвестного художника, которая все же попала на первую страницу каталога. Каталога подделок произведений искусства.

«Эта картина включена в каталог подделок произведений живописи, она находится фактически на первой странице. Именно российские эксперты установили, что это подделка», — говорит Владимир Рощин, руководитель проекта «Каталог подделок произведений живописи».

Кстати, «Обнажённая в интерьере» уже появлялась в интерьерах «Кристис». В 1989 году её продавали здесь же. И тогда к полотну ни у кого претензий не возникло. Возможно, владелец того экземпляра — если их действительно два — помог бы разрешить спор между Вексельбергом и «Кристис». В России проданную в 2005 году «Одалиску» уже давно признали фальшивкой, однако британские эксперты с выводами не спешат. Сейчас картина находится в Лондоне, и там проводят своё расследование.

«Мы очень серьезно относимся ко всем предположениям касательно подлинности той или иной работы, проданной на торгах “Кристис”. Анализ картины подтвердил верность нашей первоначальной атрибуции. Так как исследование еще не завершено, мы считаем открытие судебного процесса по данному вопросу преждевременным», — заявила представитель британского аукциона.

Тем не менее дело находится уже в суде, и в «Кристис» намерены отстаивать свою позицию. Времени на разбирательства остается немного. Аукционный дом несет ответственность за проданную фальшивку в течение пяти лет. Они истекают в этом ноябре. Если британские эксперты тоже убедятся в том, что это не оригинал, Виктор Вексельберг получит назад свои деньги, а неизвестного автора уже сейчас можно поздравить с внушительным вкладом в историю подделок.